Материалы XIII литературно-краеведческих чтений «Учитель, с именем твоим…»
Автор работы: Казаковцева Галина Ивановна, ветеран педагогического труда.
ПРОДОЛЖЕНИЕ.
За счастье работать учителем, находить общий язык с учениками, понимать их, и за то удовольствие, которое приносила мне эта творческая работа, я благодарна в первую очередь своим дорогим родителям Нине Ивановне и Ивану Степановичу Катаевым. Мама работала сначала учителем, а потом завучем во 2-й школе, а папа преподавателем истории и начальной военной подготовки в педучилище. Приходя с работы, они делились друг с другом тем, что произошло за день, обсуждали, советовались. Поэтому их образ мыслей, отношения с учениками, их родителями, с коллегами по работе, успехи и трудности — все впитывали и мы с братом. До последних дней жизни родители помнили своих учеников, переживали за них, искренне радовались их успехам. И их пример отношения к делу, справедливость, уроки жизни находили отклик в сердцах учеников.
В семье хранятся пачки писем, которые писали из армии Ивану Степановичу его выпускники. Не раз в жизни происходили случайные встречи с бывшими выпускниками нашего педучилища, они с огромной теплотой вспоминают своих педагогов и папу. Папины сандружинницы с гордостью рассказывают о своих неизменных победах в смотрах строя и песни, о том, как Иван Степанович, участник войны, умел настроить девочек, найти нужные слова, доходящие до сердца.
А стоило в последние годы старенькой маме выйти из дома, кто-нибудь из прежних, тоже уже немолодых бывших учениц обязательно помогал ей донести сумки из магазина, по пути рассказывая все новости об одноклассниках, о своих детях и внуках. А дома с душевным подъемом мама рассказывала, кого встретила, у кого какие изменения в семье. Выпускники постоянно приглашали ее на встречи одноклассников и пока могла, она обязательно ходила в школу. В память об этих встречах хранится множество фотографий, о каждом, о каждом! Мама помнила, как и что сложилось в судьбе выпускников.
Начало пути.
Мама со своей сестрой Шурой (Александра Ивановна Белая) как-то подсчитали, что среди их родных столько директоров школ, завучей и учителей разных предметов, что можно укомплектовать не одну немаленькую школу. Часто вспоминали они детские годы, годы юности.
Родилась будущая учительница Нина Ивановна Катаева (Минина) в д. Б. Замази недалеко от села Новотроицкого Шабалинского района, она была третьей, младшей дочкой в семье. Отец, Минин Иван Николаевич, и мама Евдокия Андреевна (в девичестве Стародубцева) в 30-е годы переехали «на производство», жили на железной дороге на ст. Гостовская. Отец прошел войну, мама как могла, старалась прокормить дочерей в суровые военные годы. Школьные годы были непростыми, жили на квартире, в войну писали на газетах между строк…
1-я учительница Анна Николаевна своим вниманием, добротой и требовательностью служила детям примером.
Учительская судьба начиналась в Кировском педучилище в поселке Шабалино. Туда 15-летняя девочка поступила в 1946 г. Жили в общежитии. Иногда Нина ночевала у своей старшей сестры Шуры, которая жила на квартире. Из-за тесноты ее кровать совсем убрали из комнаты в общежитии, и они спали с подружкой на одной кровати. Время послевоенное, голодное. Хлеб получали по карточкам. Мама вспоминала: «Выкупишь норму за 2 дня, пока идешь до общежития, весь кусочек исщиплешь, и все, больше есть нечего». Случилось, что из-за аппендицита пришлось почти полгода лежать в больнице. Как чудо, запомнилось, как пришла ее навестить классная руководительница и принесла 4-5 кусочков сахара, мама сокрушалась: «Ведь от своих голодных детей оторвала…»
… А потом немало труда Нине пришлось приложить, чтобы не отстать от своих. Математику сдать было сложнее, и преподавательница никак не хотела переводить ученицу на 2-й курс. Директор педучилища, жена зав. облоно, Ходырева Галина Германовна настояла на переводе, жалела голодных девчонок… «Оставить, это добавить еще год голодной жизни. Закончат, устроятся, зарабатывать начнут», — говорила она на педсовете. Мама вспоминала с благодарностью этого своего учителя даже в самые последние годы жизни. Нину Минину перевели, она догнала однокурсниц и по математике. Уроки доброты и понимания усваивали от своих педагогов будущие учительницы. А какое счастье было, когда в декабре 1947 г. по радио передали указ об отмене хлебных карточек!
Образование было всесторонним. Педучилище привило будущим учителям высокие требования к культуре речи. Впоследствии мама сама всегда говорила исключительно четко и правильно, приучала к этому учащихся, и меня в самом раннем детстве поправляла: «Не ЧЕ, а ЧТО, Галочка!» Девушки также осваивали музыкальную грамоту, Нина училась играть на скрипке.
После окончания педучилища в 1950-м году молодая учительница русского языка и литературы приступила к работе в Гостовской школе Шабалинского района и поступила на заочное отделение в пединститут, чтобы продолжить учебу. Сидела допоздна над проверкой ученических тетрадок, зубрила древнерусский язык, читала массу книг по литературе… Несмотря на занятость, жили весело, любили петь, танцевали танго и фокстрот, Нина Ивановна играла на семиструнной гитаре. Деревенские ребятишки любили молодых учителей. Бывали и курьезы. Как анекдот вспоминали сочинение одного деревенского парнишки на тему «Как я провел лето». Он написал самую простую и правдивую суть: «Хорошо летом! Набегаешша, накупаешша, придеш домой, наешша, напьешша и легош спать» (орфографию сохраняю). И хоть русский язык тут, мягко говоря, хромает, учителя знали, что деревенским ребятам летом не так много времени доставалось отдыхать, на каникулах школьники работали в колхозе на сенокосе, помогали дома по хозяйству, пасли коров, и т.д. И все же находили время побегать и искупаться. Учителя журили таких за безграмотность, требовали строго, но и понимали своих учеников, сочувствовали им, помогали в учебе.
Учитель немецкого языка.
В 1953 г. Нина Ивановна переводом из Гостовской школы была направлена на работу в г. Халтурин по месту работы мужа. Зав. РОНО Поназырев долго не мог найти ей место, все ставки учителей русского языка и литературы были заняты. В конце концов он предложил ей 12 часов немецкого языка в ср.школе №2, она подумала и согласилась, т.к. в училище любила ин.яз, изучала его в институте, и быстро освоила программу. Выпускники 1959 г., в том числе Рудольф Минин, Юрий Норкин, Виталий Стадухин через много-много лет навестили свою учительницу немецкого языка и вспоминали, что, несмотря на то, что они не хотели учить «проклятый немец» (отцы погибли на фронте), им запала в душу и запомнилась молодая учительница Нина Ивановна. Юрий Иванович говорит, что Нина Ивановна ставила ему огромные единицы чуть не во всю страницу, но обиды на нее не было.
В дальнейшем Нина Ивановна неоднократно проходила курсы повышения квалификации, преподаватели отмечали четкое грамотное правильное произношение, отличное владение языком. Дома было много книг на немецком языке, огромные словари, журналы из ГДР. Нина Ивановна давала открытые уроки для учителей района на методобъединении, во время проверок комиссия отмечала ее отличные уроки. Коллеги, учителя немецкого языка, к которым переходили после окончания 8 кл. ее ученики, отмечали хороший уровень знаний у ребят, а некоторые выпускники при встрече с ней обязательно старались сказать несколько фраз по-немецки (Сережа Новиков). Нина Ивановна вела уроки с 5-го по 8-й класс. Сложился замечательный тандем, когда в г. Халтурин приехала работать обаятельная певунья Валентина Николаевна Степанова, которая в старших классах продолжала обучение немецкому языку. Они обе работали в одном стиле, даже чем-то были похожи внешне, преемственность давала хорошие результаты.
Перед глазами картинка раннего утра в нашем детстве: мама у плиты мешает кашу или суп и готовится к урокам, рядом разложены книжки и журналы, пишется в толстой тетради план очередного урока.… А когда я стала изучать немецкий язык, она умудрялась еще и меня проконсультировать на ходу по поводу артиклей и окончаний в домашнем задании. Иногда по секрету мы обменивались парой фраз по-немецки, чтобы брат не понял, о чем говорим. Смешно, но в результате он стал понимать немецкий язык и мог кое-что на нем говорить, хотя изучал английский.
До последних дней жизни мама помнила и любила немецкий язык, отлично разбирала любой почерк и переводила мне письма, которые приходили из Германии (мы переписывались с учительницей латыни из Мюнхена), читала наизусть стихи Гейне…
В нашем районе учителем немецкого языка работает Людмила Николаевна Колеватова (Малютина), выпускница 2-й школы 1980-го года. Она вспоминает:
«1974 год. Город Халтурин. Средняя школа №2. 5-й класс. Новый и сразу полюбившийся предмет – немецкий язык. Умудренный опытом учитель. Добрый, чуткий, внимательный… Строгий, справедливый, обязательный… Авторитетный, уважаемый…любимый… И это – Катаева Нина Ивановна. Учитель, оставивший добрый след в сердцах многих поколений учеников и давший им путевку в жизнь. Благодаря Нине Ивановне, ее педагогическому мастерству и такту, был определен и мой дальнейший жизненный путь, заложен мой профессиональный ориентир. И вот уже за моей спиной 35 лет педагогической деятельности. 35 лет я преподаю немецкий язык и стараюсь не подвести своего Учителя и Наставника.
Учитель иностранного языка ср. школы № 1 г. Орлова, педагогический стаж 37 лет, Лидия Алексеевна Батищева (Михеева) вспоминает:
«По осени в 1974-м году, листочки с деревьев падали, на 5-м курсе пединститута мы проходили учебную практику в школе. На практику по немецкому языку я попала к завучу 2-й школы Нине Ивановне Катаевой. Первое впечатление при знакомстве: это умный, правильный, строгий, уважительный к каждому педагог. Ее уроки были на очень высоком уровне, все четко, конкретно, точно, грамотно. Я перенимала у Нины Ивановны умение подать материал методически правильно, живо, с использованием наглядности, игровых элементов, грампластинок и т.д. Месяц была на практике, проводила по 2-3 урока в неделю. В памяти осталась даже страница учебника, с которой я начала вести 1-й урок.… Волновалась очень, перед уроком напилась валерьянки. Урок провела, все успела, уложилась вовремя, а замечание сделали, что вяловато шел урок – вот и валерьянка! База хорошая, дети подготовленные, понимали и слушались меня, к урокам готовились, но я все равно дрожала перед каждым уроком, перед Ниной Ивановной. Как руководитель практики она дотошно по-доброму разбирала каждый урок до последних занятий, указывала на все минусы и отмечала плюсы, чтобы подбодрить, вселить уверенность в своих силах. И поставила мне за практику «отлично».
Нина Ивановна всегда держалась с достоинством, строгая, прямая, принципиальная, требовательная, а через много лет я увидела Нину Ивановну в другой обстановке и была ошарашена ее мягкостью, добротой, общительностью, радушием, гостеприимством… Про эту женщину нельзя написать как-нибудь, это изумительная женщина, редко встречается такое сочетание деловых качеств, обаяния, доброты и внимания к людям».
Продолжение следует…
Авторское содержание доклада, стиль, орфография, пунктуация сохранены.
Вы находитесь в: Главная > литературно-краеведческие чтения > «УЧИТЕЛЬСКОЕ СЧАСТЬЕ».
Мар
02