Вы находитесь в: Главная > литературно-краеведческие чтения > УЧИТЕЛЬСКОЕ СЧАСТЬЕ

УЧИТЕЛЬСКОЕ СЧАСТЬЕ

Материалы XIII литературно-краеведческих чтений «Учитель, с именем твоим…»

«УЧИТЕЛЬСКОЕ СЧАСТЬЕ» (Н.И. Катаева завуч ср.школы №2 г. Халтурина). Автор работы: Казаковцева Галина Ивановна, ветеран педагогического труда.

ПРЕДИСЛОВИЕ. ВОЕННОЕ ДЕТСТВО.
Воспоминания Нины Ивановны Катаевой (28.07.1931г.р.) записала дочь, Казаковцева Галина Ивановна.

Моей маме было около 10лет, когда началась война. Дед был заведующим столовой на ж/д разъезде Супротивный, бабушка — домохозяйка. Мама — младшая дочка в семье, старшая сестра Анна училась в Кунгуре на портниху, средней Шуре было 12 лет.
Мама вспоминала, что когда началась война, по железной дороге дни и ночи шли на восток поезда, эвакуировали людей, предприятия. Паровозы пополняли водой и топливом, поезда стояли на остановках подолгу. Все взрослые на работе. Мама с подружкой Таиской Герасимовой собирали у железнодорожных путей фантики от конфет. Из поезда вышел высокий мужчина, говорил с акцентом и вынес им по огромной пригоршне невиданных ими конфет, мама вспоминала это как какое-то чудо. Она считала, что из Прибалтики, видимо, эвакуировали кондитерскую фабрику. А позднее пошли поезда на запад, везли воинские части, закрытые брезентом орудия, машины, лошадей…. Была такая игра — перебегать пути перед поездом, машинист сигналит, что есть мочи, а дети есть дети. И вот случилась беда, Таиска Герасимова перебегала рельсы, споткнулась, и поезд отрезал ей ножки. Схватили девочку скорее на носилки, остановили поезд довезти до больницы… А она просит: «Маме только не говорите, маме не говорите…» Не довезли.

В 1942 г. отец ушел на фронт. Прислали нового заведующего столовой, для него квартиру пришлось освободить, их переселили в барак. Бабушка вручную корчевала лес возле железной дороги, чтобы посадить картошку. Заготовляли на зиму грибы и ягоды, собирали в поле колоски, заготавливали дрова, работали на сенокосе. Осенью пошли в школу, школа была в Гостовской, 12 км по железной дороге. Их с сестрой Шурой поселили на квартиру. Мама вспоминала, как каждый день слушали тревожные сводки Информбюро и сердце сжималось: «После тяжелых продолжительных боев сдан город…», отмечали на карте линию фронта. Пока было можно, до школы ходили пешком 12 км., а зимой дороги нет, детвора цеплялась за поручни товарных вагонов, так и добирались до школы. Подъезжают к станции, поезд идет в гору помедленнее, да и машинист притормаживал, надо приглядеть сугроб помягче и вовремя спрыгнуть. Бабушка ждала сообщений: день прошел, не передали, что кто-то разбился, значит, доехали, можно неделю жить спокойно. Мама рассказывала, как-то висит на подножке поезда, прицепилась закутанная в шаль, и какой-то тоже голодный мальчишка на ходу у нее разрезал бритвой мешок с пропитанием, стащил буханку хлеба, так и сидели сестрички неделю на чем есть, а у хозяев и своих-то кормить нечем – одна картошка. В учебнике была картинка «Работа саду», на которой ребята собирают со стремянки яблоки с дерева. Удивлялись, какая же это работа! Яблочки знали только крошечные кисленькие с нашей северной китайки. На выходной, как могли, добирались домой. Бывало, за неделю намерзнутся, наголодаются, вшей наловят. Бабушка их накормит (как самое вкусное блюдо, мама вспоминала вареную картошку, помятую ложкой и политую молоком), вымоет, обстирает, пострижет, (маме выстригала снизу часть густых волос), гребнем прочешет и соберет им опять на неделю картошки, хлеба, бурак с моченой брусникой. К весне припасы кончались, хлеба уже не было, все время хотелось есть. Мама вспоминала лепешки с лебедой, с клевером, песты, «северюху»-молодые мучнистые шишки елей — все ели, жевали сосновую серу. Еще голоднее было на Урале. Приехала старшая Анна, светилась насквозь, бабушка несколько недель не позволяла ей показываться на люди, вот какая была худоба, отпаивала молоком. За счет коровы и выжили.

Учились вместе с эвакуированными Ленинградскими ребятами, некоторые предметы преподавали эвакуированные учителя, вспоминали учительницу немецкого языка Эльзу Карловну, мальчишки не хотели учиться «фашисткому языку». С фронта приходили письма и похоронки. Тетя Маня, сестра отца, получила похоронку на мужа, закричала и зарыдала…. Так напугала детей, что младший от нервного шока на всю жизнь остался глухонемым. Вернулся с фронта и стал преподавать в школе русский язык и литературу демобилизованный младший брат деда, Михаил Николаевич. Он служил летчиком в войну, был сбит на Кавказе, контужен, в горах его нашла грузинка и спасла, выходила, рискуя жизнью. Его демобилизовали по ранению. Мама на каникулах гостила у своего деда Николая. В деревне было получше, свой хлеб, мед, молоко. Дед Николай работал заведующим фермой. Одни женщины оставались в деревне. Пахали на быках. В последствии его избодал бык, поднимал на рога и бросал, он долго болел и уже не мог работать. Добрую любимую бабушку Катю все считали родной, и только взрослыми узнали, что она была бездетная, одна, согласилась выйти замуж за деда Николая и пришла на семерых детей после смерти его жены Таисьи от рака (лямкой натерла и привязалась болячка).
Мама вспоминала случай, как Миша привел девушку домой: «Бабушка Катя лежит на печи, греет больную спину. В окно я увидела дядю Мишу с девушкой: «Бабушка! Миша невесту ведь ведет!» Бабушка старенькая разволновалась, засуетилась: «Нинка, не могу с печи слезть, ставь скорее самовар!». Я прыткая была, воды в самовар налила, шишек накидала, сапогом быстро угли разожгла. Заходит Миша: «Мама, вот, познакомьтесь, это Мила». Вошла девушка, тоненькая, вся светится, эвакуированная ленинградка, красавица, волосы черные, пышные, вьются, просто Земфира! Напоили чаем. Миша от ярушника (каравая) отрезает толстые куски, мажет толсто маслом, потом поверх медом. Ушли. Потом Миша бабушку спрашивает: « Ну как, мама?» А бабушка ему с простого сердца отвечает: «Уж больно плоха! Неужто тебе получше не нашлось?». Через неделю Миша привел другую невесту, пышнотелую, среди щек носик едва видно». В последствии они оба прекрасные учителя — литераторы, работали в Слободском директорами школ, а Мила после освобождения Ленинграда вернулась на родину. Кстати, Александру, толковую, умную, ленинградские учителя выделяли и перевели в класс к ленинградским ребятам. Ребята, с кем она учились вместе, звали ее ехать с ними учиться дальше в Ленинграде, не поехала.
… А потом стали поступать сообщения об освобождении наших сел и городов, и хоть по-прежнему было трудно и голодно, радовались каждому такому сообщению. День Победы мама вспоминала как холодный, весна, но шел снег: «Пришли в школу, директор сообщила о победе, нас отпустили домой. Светлее нету дня. Радовались, что теперь отец живой вернется, стали ждать его домой». Но голодно было еще долго.

Шура училась на библиотекаря, а Нина в 1946 г. закончила семилетку и поступила учиться в педучилище: «Хлеб давали по норме, выкупишь за 2 дня вперед полбуханки, пока идешь до дома, отщипываешь по крошечке, так и незаметно все съешь за сегодня и за завтра». Учились в одной группе с Фаиной Петровной Амосовой, которая потом вышла замуж за своего преподавателя Александра Прокопьевича. В Сталинграде на передовой он был зенитчиком, говорил мне, что в том пекле мечтал при мире пожить хотя бы лет 10… «Думал ли я, Галя, что доживу до 90!» После ранения в Сталинграде он был комиссован и вернулся с фронта, преподавал в Шабалино в педучилище, в последствии работал вместе с папой в Халтуринском педучилище. На первом курсе в педучилище у мамы случился приступ аппендицита, бабушка, ее мама, по неведению разгладила ей живот, так что в больнице пришлось лежать полгода. Мама с благодарностью вспоминала своих педагогов: классного руководителя, которая навестила в больнице свою ученицу, принесла 3-4 кусочка сахара — неслыханное лакомство по тем временам, от своих детей оторвала, а еще -директора педучилища Ходыреву Галину Германовну за то, что отнеслась к ней по-матерински, настояла на педсовете все же перевести ее на второй курс, чтоб не отстала от своих, несмотря на долги по математике — все потом наверстала. Она была женой зав.облоно, но оставалась жить в Шабалино, очень человечная, понимала, как в голодные годы трудно было учиться девчонкам. Закончила педучилище в 1950г., и начала работать в Гостовской школе учительницей русского языка и литературы, а с 1951 г. поступила учиться заочно в пединститут. На сессиях жили в Кирове на квартире у Нины Александровны Маракулиной. Холодина, печку топить нечем, зубы от холода стучали. Здесь на квартире познакомились с папой. Он отслужил 7 лет на Дальнем Востоке и устраивался на работу. В 1952 г. поженились, в 1953 г. переводом по месту жительства мужа мама приехала в г. Халтурин, зав. РОНО Поназырев определил на работу во 2-ю школу учителем немецкого языка, в октябре я родилась. Началась новая история. Продолжение следует….

Авторское содержание доклада, стиль, орфография, пунктуация сохранены.

Оставить комментарий