Вы находитесь в: Главная > Краеведение >

Из материалов, представленных в сборнике «Война. Победа. Память. г. Орлов и Орловский район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Сборник выпущен по итогам вторых литературно-краеведческих чтений в 2010 году, к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

«Вот такая летная жизнь. Пилот лейтенант Виктор Ильич Попов»
Автор: Зонова Нина Николаевна

«Шагнувших в пламя, усмиривших пламя, убереги людская память.»
О. М. Любовиков

Увековечить память погибших – долг живых. Память – исконно земное человеческое чувство. И совесть, и честь, и патриотизм вырастают не на пустом месте. Эти чувства имеют глубокие корни и питают своими соками память. Прав писатель Андрей Платонов, написавший такие строки: «…Нам известны наши солдаты, и мы сохраним их в памяти народа поимённо, лично и отдельно, потому что мы народ…».
В прошлом – наша сила. Никогда ранее не было более могучего проявления воинской храбрости и стойкости духа, которые продемонстрировали всему миру воины нашей страны во время Великой Отечественной войны. Им мы обязаны сегодняшними мирными и свободными днями.

«…Вся деревня, так давно ведётся,
В день святой на митинг соберётся.
В этот день мы встанем очень рано,
Принесём гвоздики ветеранам,
Их теперь в округе только двое,
Очень горько это… Я не скрою….».
(«У обелиска» Иван Рылов 8 класс Фалёнский район)

На территории сельского поселения проживают 93 ветерана, 4 участника войны. Ни один не обойдён вниманием. Ветераны – непременные участники всех школьных мероприятий патриотического характера: месячников мужества, уроков «Эхо войны», слётов юнармейских отрядов, смотров строя и песни. В школьном музее у нас висит карта, где учащиеся вместе с педагогами отмечают места захоронения погибших в годы Великой Отечественной войны. Карта буквально пестрит флажками. 241 человек, ушедший на фронт с территории Чудиновского сельского Совета, погиб, 116 — пропали без вести. Их захоронения есть в Нижнем Новгороде, Волгограде, Пензе и других городах России. О них знают, помнят, их память чтят внуки и правнуки.
Ребятам много рассказывают о героическом прошлом их отцов и дедов. Мы счастливы, что можем пообщаться с живыми свидетелями тех страшных лет. Сейчас трудно понять, как это всё пришлось пережить. Каждый солдат, мне кажется, забывал про свою жизнь и думал о своих близких, и была у него одна цель – защитить Родину. И эти люди всегда будут восхищать меня. Они все герои.
Сегодня, когда по сути дела, народ прощается с целым поколением Победителей, возникает проблема бережного отношения к тем событиям, и к нашим фронтовикам, и ко всем тем, кто ковал победу в тылу врага. Вместе с тем меня тревожит то, что судьбы многих односельчан, участников тех событий, до сих пор неизвестны.
На одной из встреч с ветеранами войны Николай Ильич Попов вспомнил о своих братьях: о Викторе и Леониде, тоже участниках войны, из которых один был лётчиком и прошёл всю войну.

Первым делом, первым делом самолёты…
Виктор родился в деревне Варзеги, сейчас это улица 2-Центральная с. Чудиново, где и живёт его брат Николай Ильич. С детства это был крепкий мальчишка, мечтавший стать лётчиком. После окончания школы, поступает в Кировское лётное училище, где первым делом были самолёты и только самолёты. Закончив училище, он был призван в Армию, где и застала его война. В 1939 году на самолёте «У-2» Виктор Ильич сделал 83 вылета, а в 1940 году: 248 вылетов.

Годы борьбы, тревог и ожиданий
С первых дней войны Попов Виктор Ильич – участник боевых действий.
На лиц лётно-подъёмного состава, фактически несущих лётную работу, входящих в состав лётного экипажа велась личная лётная книжка, причём все необходимые данные заносились на основании документальных материалов, имеющихся в расположении частей. Нам посчастливилось найти лётную книжку пилота лейтенанта Виктора Ильича Попова.
Часть разделов вел сам владелец, часть возлагалась на штабы подразделений. Правильность ведения разделов и соответствие вносимых в них данных контролировалось непосредственными командирами и начальниками владельца книжки. Такая лётная книжка являлась документом для служебного пользования.
В лётную книжку записывались все полёты в хронологическом порядке за каждый день, налёт за всё истекшее время заносился в раздел «Итоги годового налёта» суммарно по типу самолёта.
Книжка пронумерована, прошнурована и скреплена сургучной печатью и подписями командира.
На каких только самолётах не пришлось летать бывалому лётчику: УТ -2, У –2, Як – 18, По 2, Ще – 2, Р – Зет.

У –2
1939 год — 83 полета — 28 часов
1940 год – 130 полётов — 52час. 30мин
1941 год – 165полетов -122 часа
1942 год — 294 полета 102 час – день; 343 полета 274 ч. 11 м. — ночь
1943 год — 69 полетов48 час. 43 мин.- день;191 полет 119 ч.20 мин. ночь
На самолете «У-2» совершил 1275 полетов: днем 741 полет, ночью 534 полета
Р — Зет
1941 год – 28 полетов 15 час. 30 мин.
Р-5
1940год -118 полетов -50час.
1941 год -152 полета -134 час.
На самолете «Р – 5» совершил 270 полетов
По 2
1944 год -230 полетов 212 час.30 мин.
1945 год – 115полетов 131 час.52 мин.
1946 год – 42 полета 37 час 03 мин.
1947 год -40 полетов 6 час. 27 мин.
1948 год – 30 полетов 3 час.15 мин.
1949 год – 192 полета
На самолете «По – 2» совершил 427 полетов
УТ -2
1944 год -10 полетов 18 час. 24 мин.
1945 год – 5 полетов 7 час. 20 мин.
1946 год — 3 полета 7 час. 20 мин.
1947 год – 57 полетов 20 час.
На самолете «УТ – 2» совершил 75 полетов
Ще — 2
1944 год -22 полета 42 час. 05 мин.
1945 год -22 полета 51 час.15 мин.
1946 год -45 полетов 74 час.30 мин.
На самолете «Ще – 2» совершил 99 полетов
Як — 18
1956 год — 70 полетов
Всего совершил 2145 полетов, зафиксированных в его летной книжке.

В годы войны полеты были следующего содержания:
— Боевой полет на бомбометание;
— Спецзадание штаба армии:
— Боевой полет на разведку войск противника;
— За инструктора;
— Переброска десанта;
— Тренировка молодых летчиков;
— Выброска грузового мешка;
— Выброска десанта (парашютистов);
— Испытание материальной части после капитального ремонта
— Корректировка артиллерийского огня;
— Боевой полет на бомбометание железнодорожного моста;
— Тренировочные полеты.

Катастрофы, аварии, поломки, вынужденные посадки.
27 мая 1942 года самолет «У-2» был сбит истребителями противника при дневной разведке. Самолет разбит. Ремонту не подлежит. Сам Виктор Ильич ушиб позвоночник, а его штурман сломал 3 ребра.
При бомбометании по противнику 2 января 1943 года была сбита колонка 5 цилиндра, но пилот-лейтенант Виктор Ильич сумел посадить самолёт, сохранив экипаж.
Вынужденная посадка на запасную площадку была произведена 5 января 1943 года. Условия полёта были плохие — из-за обледенения при выполнении боевого задания.

Награды
За мужество, проявленное при выполнении боевых заданий 1-ым Орденом «Красного Знамени», в январе 1943 года.
25 февраля 1943 года снова приказ №0197 «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками» 2-ым Орденом «Красного Знамени» — Приказ войска Северо – Западного фронта.

Города, куда летал Виктор Ильич
Казань, Ульяновск, Кузнецк, Тамбов, Рязань, Москва, Горький, Алатырь, Ногинск, Калинин, Кировоград, Полтава, Харьков, Одесса, Новгород, Вознесенск, Первомайск, Кременчуг, Бухарест, Тирасполь, Котовск, Воронеж, Иваново, Саранск, Арзамас, Ундол, Евпатория, Киров.

С думой о будущем.
Закончилась война, но не мог остаться без настоящего дела пилот – лейтенант Попов Виктор Ильич. Он должен был ощущать себя нужным людям.
В 1947 году закончил программу летчиков – спортсменов на самолете «УТ-2» при Кировском областном аэроклубе с общей оценкой «ОТЛИЧНО»
Налет:
Контрольных — 24 полета 13 час. 58 м.
Самостоятельных — 14 пол. 3 час. 24 м.
Всего 38 пол. 17 час. 22 мин.

Мастер на все руки
Любое дело спорилось в его руках. Мог он брюки скроить, сшить. Топором работал – залюбуешься. Дом построил, сад вырастил. Хоть и стал Виктор Ильич городским жителем, но всегда его тянуло домой в деревню.

Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца!
«Солдату я слагаю оду,
Был ратный путь его тяжёл,
Он всё прошёл: огонь и воду,
И трубы медные прошёл
Шагал по вражескому следу
До завершающего дня,
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.
И, полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит спасённая Россия
Как вечный памятник ему!
Нам охранять её отныне,
Дарить ей счастье и любовь,
Чтоб никогда не повторились
Те страшные картины вновь!
(А.Воронин г. Котельнич»)

Мы помним, и будем помнить, как наши солдаты сумели в жестокой, кровопролитной войне одолеть фашизм, отстоять свободу и независимость Родины, а после войны в кротчайшие сроки восстановить народное хозяйство.
Чем меньше остаётся живых участников и свидетелей той страшной войны, тем дороже становится память о них. Мы воздаём должное их мудрости и опыту. От того, как мы относимся к памяти защищавших Родину, во многом зависит готовность молодого поколения встать на защиту Отечества, не пожалеть для этого своих сил, а если потребуется, то и жизни.

Оставить комментарий