Вы находитесь в: Главная > Краеведение > ДОСТОИН ЗВАНИЯ «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ДОСТОИН ЗВАНИЯ «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Из материалов, представленных в сборнике «Война. Победа. Память. г. Орлов и Орловский район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Сборник выпущен по итогам вторых литературно-краеведческих чтений в 2010 году, к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

ДОСТОИН ЗВАНИЯ «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Автор: Колеватов Николай Алексеевич, почетный гражданин Орловского района, член Союза журналистов России, краевед.

Многие годы изучал архивные документы Центрального архива Министерства Обороны. Знакомился с наградными листами по представлению солдат, сержантов и офицеров к присвоению звания «Герой Советского Союза». Дважды работал в Архиве Министерства Обороны (г. Подольск Московская область).
В ходе изучения архивных документов установил интересные сведения: многие воины представлялись к этому почетному званию, они такое звание не получали, а награждались орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Среди таковых кировчане: летчик 874-го штурмового авиационного полка, младший лейтенант Александр Селиверстович Баранов — уроженец д. Кодочижно Свечинского района; стрелки 3-го гвардейского стрелкового полка, красноармейцы Иван Иудович Гущин — уроженец д. Тимошенки Даровского района, Алексей Степанович Двоеглазов — уроженец д. Мозгали Сунского района, Иван Николаевич Федосимов — уроженец д. Мулы Верхошижемского района.
Среди таковых трое наших земляков: гвардии лейтенант Петр Терентьевич Кальсин — выпускник Халтуринского сельскохозяйственного техникума, старшина Николай Павлович Колеватов — уроженец д. Усковы Подгороднего сельсовета и старшина Николай Иванович Шулаев – уроженец д. Шулаи Русановского сельсовета.

Об этих отважных воинах пойдет речь ниже:

Петр Терентьевич Кальсин (05.01.1921 – 19.12.1943)
В армии с апреля 1941 г. На фронте с сентября 1941 г. Сбил 16 немецких самолетов. Летчик старший 5-го гвардейского истребительного авиационного полка II-й гвардейской истребительной дивизии. Награжден орденами: Красного Знамени (два ордена), Отечественной войны 1-й степени. Подвиг совершил 12 декабря 1943 г. Его именем названа улица с. Верхолипово Верхошижемского района.
15 декабря 1943 г. газета «Труд» опубликовала статью спецкорреспондента ТАСС И. Лапоногова «Подвиг летчика Кальсина». В ней говорилось:
«Действующая армия. 14 декабря. (Спедкорр. ТАСС). Совинформбюро сообщило о подвиге летчика-истребителя гвардии лейтенанта Кальсина, спасшего своего товарища, который совершил вынужденную посадку на территории врага. Передаем подробности этого полета.
Гвардии старший лейтенант Георгий Баевский и гвардии лейтенант Петр Кальсин вышли в свободный полет.
«Охотники» зорко следили и за окутанной туманом землей, и за воздухом.
В одном месте они обнаружили на дороге обоз и обстреляли его, в другом обнаружили огонь на автоколонну. В это время впереди в белесой пелене тумана мелькнул силуэт двухфюзеляжного немецкого сам. Баевский первым заметил врага и сообщил товарищу по радио:
— Впереди «рама», иду в атаку.
Летчик, находясь позади вражеского самолета, решил нанести удар с низу и дал полный газ. Почуяв опасность, немец попытался развернуться, но не успел — снаряды прошили брюхо «фокке-вульфа», он накренился вправо однако продолжал лететь, отстреливаясь от истребителя. Баевский атаковал второй раз, ударив из пушки по кабине самолета. «Фокке-вульф» пошел вниз и врезался в землю.
В эту самую минуту Баевский почувствовал, что его самолет резко теряет скорость. Летчик понял, в чем дело.
— Кальсин! — передал он товарищу, — у меня подбит мотор, но пытаюсь дотянуть до своих.
Однако Кальсину, внимательно следившему за всеми маневрами машины Баевского, стало ясно, что из этой попытки ничего не выйдет.
Подбитая и воспламеняющаяся машина приземлилась на территории, противника. Кальсин решил, во что бы то ни стало спасти товарища. В любую минуту здесь могли появиться фашисты.
Кальсин решил идти на посадку. Подпрыгивая на неровностях, истребитель остановился вблизи от машины Баевского. Не выключая мотора, Кальсин выскочил из кабины, добежал до самолета Баевского и вместе с ним взорвал горящую машину.
— Устраивайся в фюзеляже, — сказал Кальсин товарищу.
Начиналось самое трудное: взлет с чрезвычайно маленькой неровной площади. Несколько раз, ревя мотором и поднимая тучи пыли, самолет пытался оторваться от земли. Кальсин снова и снова выводил машину на старт. Наконец ему удалось поднять самолет в воздух. Через несколько минут летчики были на своем аэродроме.
Так Петр Кальсин на одноместном истребителе 12 декабря 1943 г. вывез с территории, занятой врагом, сбитого в бою товарища Георгия Артуровича Баевского, позднее ставшего генерал-майором авиации, преподавателем академии имени Жуковского, Героем Советского Союза».
«Какой это был взлет! — вспоминали боевые друзья Кальсина! — На аэродроме с нетерпением ждали возвращения летчиков. Время уже на исходе, а самолетов все нет. Однополчане нетерпеливо поглядывали на часы. На аэродроме беспокоились: горючее на исходе, а самолетов все нет. Из штабной землянки вышел командир полка дважды Герой Советского Союза гвардии подполковник Зайцев. Все с тревогой всматривались в сторону фронта.
— Идут! — кто-то крикнул обрадовано. На горизонте появилась точка. Медленно увеличиваясь, она вскоре обрела контуры самолета.
Едва самолет коснулся земли, к нему подбежал весь личный состав аэродрома. Кальсин вылез из кабины и стоял, устало опираясь на крыло. Механики открыли люк и помогли выбраться из него Георгию Баевскому».
Узнав об этом подвиге летчиков, командующий войсками 3-го Украинского фронта генерал армии Малиновский издал приказ по фронту, В нем говорилось:
«Отмечая блестящий подвиг летчика 5-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии лейтенанта Кальсина П.Т. и образцы мужества, отвагу, хладнокровие гвардии старшего лейтенанта Г.А. Баевского. самоотверженно выполнивших свой долг перед Родиной, приказываю:
За мужество и героизм, проявленные с немецко-фашистскими захватчиками при выполнении боевого задания, наградить орденом «Красное Знамя» гвардии лейтенанта Кальсина Петра Терентьевича, гвардии старшего лейтенанта Баевского Георгия Артуровича.
Учитывая, что гвардии лейтенант Кальсин лично сбил 16 самолетов противника, командующему 17-й Воздушной армией представить материал на присвоение Кальсину звания Героя Советского Союза»
Но не успел получить награды отважный летчик Петр Кальсин. Через неделю, 19 декабря, шесть самолетов вылетели на свободную «охоту» в район города Никополя, а на аэродром вернулись пять. Не было среди них машины гвардии лейтенанта Кальсина.
О героической гибли отважного летчика бывший автомеханик самолета Кальсина, капитан запаса А. Стародумов вспоминает:
«В последний боевой вылет 19 декабря 1943 г., когда шестерка наших истребителей прикрывала наземные войска в районе города Никополя и была атакована девятью «миссершмиттами-109», Петр Кальсин остался верным себе. Он спас от верной гибели своего товарища по оружию — летчика. Васильева.
«Селедка», как презрительно называли их тогда фашистские истребители, буквально впилась в хвост самолета Васильева. Еще мгновение, и он был бы срезан очередью. Но этого не произошло. Не произошло потому, что с ним находился Кальсин. Предприняв лобовую атаку на наседающего немца, Петр хладнокровно заставил его отвалить от хвоста самолета Васильева. Кальсин пошел за ним в преследование, которое продолжал на занятой противником территорией.
В этот день отважный летчик не вернулся с задания, был сбит зенитным огнем врага». Немало дерзновенных подвигов совершил гвардии лейтенант Кальсин.

Список использованной литературы:
1. Лапоногов И. Подвиг летчика Кальсина. // Труд, 1943, 15 декабря.
2. Герои и подвиги. Кн. 3-я. М., Воениздат, 1965, с. 118-121.
3. Попков В., Ильин Н. Высшая часть. // Комсомол. Племя, 1984, 24 мая.
4. Решетников Л. Рыцарь неба. // Халтурин. правда. 1977, 23, 28 апр.
5. Колеватов Н.А. Их именами названы. Киров, 1990, с. 98-99.

Оставить комментарий