Вы находитесь в: Главная > литературно-краеведческие чтения > Исчезнувшие деревни-близнецы Пленкина Гора и Росляки Русановского сельского совета.

Исчезнувшие деревни-близнецы Пленкина Гора и Росляки Русановского сельского совета.

Материал с одиннадцатых литературно- краеведческих чтений «Малой родины ушедшие мгновенья» 

Автор: Целищев Виталий Семенович, краевед, с. Русаново — г. Киров.

Мой рассказ о деревнях – близнецах Пленкина Гора и Росляки, расположенных рядом в 300 м.

Деревня Пленкина Гора, в прошлом Телепинская — одноименного сельского общества, по подворной описи 1885 года  №1180: 41 двор, 209 жителей, из них 53 рабочих мужчины. Под усадьбами 10 десятин земли, пашня 220, сенокос — 108, лес подушный 44, лесной надел составлял 107 десятин. Итого удобной земли 492 десятины, неудобной 23. Всего земли у жителей деревни в пользовании 515 десятин, в среднем на двор 16 десятин. Рабочих лошадей в деревне было 38 и 1 молодая, взрослых коров 57 и 35 нетелей, мелкого скота 37 голов. По рабочей силе состав деревни таков: безработных мужчин 4, однорабочих дворов 25, многорабочих — 12. По землевладению: безземельных в деревне не было, малоземельных 24 двора, многоземельных 17 дворов. По рабочему скоту: безлошадных — 4 двора, однолошадных — 36, многолошадных 1 двор. Местным промыслом занималось 10 человек, в основном это ленщики — 6, отхожим  — 23 человека обрабатывали лен в поселениях Вятской губернии. Грамотных в деревне было 15, учащихся 5. В 6 дворах читали 11 книг.

Эта деревня вместе с другими упоминается  в Писцовой книге  города Орлова с уездом 1629 года. Перечислено 6 жителей с семьями, в основном Пленкины. Надо понимать 6 дворов.  Деревня Пленкина Гора (Телепинская) существовала и в 1615 году, наряду с селом Русановым, о котором  говорится в Дозорной книге хлыновского воеводы Ф.А. Звенигородского.

Соседняя дер. Росляки раньше называлась Телепинская 1-я. Число дворов 19, проживает 96 человек, среди них 27 рабочих мужчин. Земля общинная — под усадьбами 5 десятин, пашня составляет 81 и сенокос 32 десятины. Выгон 4, лес подушный 29, лесной надел 42. Итого удобной земли 195, неудобиц 10 и всего 205 десятин. В среднем на двор 15 десятин. В деревне было 19 рабочих лошадей и одна молодая, коров 27 и 19 нетелей. Мелких животных — коз, свиней и овец  — 14. В деревне было 2безработных мужчины, 9 однорабочих дворов, многорабочих 8. Малоземельных 12 дворов, многоземельных 7 дворов, один безлошадный двор, 17 однолошадных дворов, многолошадный 1 двор. Местным промыслом занимается 1 человек — ленщик, отхожим промыслом в г. Слободском 17 жителей обрабатывают лен. Грамотных в деревне 5 человек. В двух дворах 5 книг.

Теперь о названии «Пленкина Гора». Народное предание  и документы архива об этом гласят так. После Отечественной войны 1812 г. пленных французов – незадачливых вояк – по царскому указу направили на поселение по городам и весям необъятной России. Прибыли французы и в нашу округу. Из 321 раненого вылечилось в лазаретах г. Орлова 103. А потом их поселили их на горе в деревне Телепинской. Со временем французы переженились на русских красавицах, нарожали детей и остались жить здесь навсегда. Их потомки дали новое название деревне – Пленкина Гора (от слова «плен»), а фамилию стали носить Пленкины.

А вот так вспоминает о старой деревне начала 20-го века Филипп Николаевич Росляков: «Лежу больной (1977 год) и думаю, как сильно все изменилось за мою жизнь, ничего не осталось от прошлого столетия.

Я родился в д. Росляки Русановского сельсовета в 1894 г. Деревня наша притулилась к горе под названием Пленкина, вдали от проезжих дорог. Все лето улицы покрыты лужком, как ковром. На улице мы, дети, резвились: играли в лапту, солено мясо, ярки. Дом наш стоит на косогоре, окнами на юг. Вид из окон и от дома великолепный. Вначале раскинулись поля, за ними лес, а потом опять поля и далее горизонт. На нем видны села Быстрица, Бахта и даже Вятка. Деревня бедная. Земли пахотной было на человека 0,7 десятины. Третья часть населения побирались по миру, пахали лемехом и боронили деревянными боронами. Севооборот был трехпольный. Семья у нас была 7 человек: отец, мать и 5 сыновей.  Всю тяжесть по хозяйству несла мать. Эта беззаветная женщина не знала покоя ни днем, ни ночью. Управлялась по хозяйству, успевала обрабатывать лен, всю зиму прядет, весной ткет. Я первую рубаху ситцевую из дешевки одел в 15 лет, а до этого все в домотканом. Сошьет мать штанишки, в опушку вдернет гасник, ну и носишься по деревне, поддерживая за опушку штаны. Денег выручить было негде, все было дешево. Не было железной дороги в Котлас и на Москву. Яйца продавали по 5 коп. десяток, масло – 8 коп. фунт.

Мой дед всю жизнь занимался извозом; возил рыбу из Архангельска, вино из Москвы. Питание было все домашнее. Корова одна, но  и она доила очень плохо. Коровы ходили на пару, в нем выглядывала трава, иголку брось – найдешь сразу. Полосок в поле было по 15, полосы узенькие, одни межи, хлеб рос плохой. Каждую весну при засухе собираются мужики, обсуждают свои дела, Пахом говорит: «Нет дождя, останемся без хлеба, надо поднимать иконы». Собирают последние гроши на молебен, посылают подводы для попа и дьяка и народ за иконами. Иконы несут прямо на поле, там уже приготовлен стол. Самый почетный мужик несет впереди церковное знамя, поп служит молебен, кадит кадилом, побрызжет святой водой посевы, получит за труды, и идут иконы в другую деревню. Поп, конечно, знает, что молитвой дождь у Бога не выпросишь, но ему это легкий заработок, большой доход. Едет и посмеивается, наверное, над деревенскими мужиками.

Мать у нас строго соблюдала церковные законы. В говенье и постные дни, по средам и пятницам молоком не кормила. В постные дни вся еда – квас, картофель, толокно, капуста. С молока сметана всегда снималась. Масло – на базар, надо денег: платить подать, покупать спички, керосин, сахар как роскошь – ему цена была 15 коп. за 400 грамм (фунт), отцу – табак. Бедно жили крестьяне, кругом их обдирали как липку. Родится ребенок – гони монету попу за крестины, помер – опять нужны деньги за отпой. А свадьбы – они просто разоряли мужика, только за венчание поп брал 10 руб., раньше это была, чуть ли не цена коровы…

Хотелось бы изучить в орловском архиве  колхозные похозяйственные книги, чтобы узнать число жителей  в этих деревнях в довоенное и послевоенное время. Из д. Пленкина Гора на фронт ушло 35 мужчин,  вернулось только 14.

Медалью «За доблестный труд» в военные годы награжден 51 колхозник. Эти две деревни списаны с учета в конце 70-х гг.

А о  жизни крестьян в военное время — рассказ Валентина Серафимовича Пленкина, уроженца деревни Пленкина Гора, 1934 года рождения: «В колхозе все работали дружно, с энтузиазмом, на Победу. Пахали в основном на лошадях.

Иногда председатель колхоза «Культура» Филипп Николаевич Росляков договаривался с МТС и из города Халтурина приходили тракторы ХТЗ и Универсал, в основном для вспашки тяжелой почвы и залежей. В деревне жили эвакуированные из Ленинграда и Московской области.  Часть из них работала в колхозе, а некоторые жили на денежные аттестаты своих мужей-воинов. Колхоз отремонтировал для них несколько пустующих домов. Хлеб молотили осенью и ранней зимой, с конным приводом или от трактора.

Все сводки Совинформбюро с фронта слушали в конторе колхоза по радио «Родина», а потом на улице установили «тарелку» и даже провели на ферму. Телефона не было. На посев льна от государства давали дотацию. Для освещения использовали фонари «Летучая мышь». Летом печи топили сучьями. Вечерами проводились военные учения. В овощехранилище было убежище от возможной бомбежки. Председатель колхоза с вечера вывешивал на бумаге распределение колхозникам на работу на следующий день.

Деревня стояла на горе и поэтому была проблема с водой. Колодцы были очень глубокими. Дома в деревне Пленкина Гора располагались на три переулка: Рязань, Свет и Культура. Интересные названия, но неизвестно почему. С вышки триангуляции  вечером было видно села Кленовицу и Колково, а Халтурин нет — был в низине, в яме. Просматривались даже Филейка, Лянгасово, Стрижи.

Председатель колхоза Ф. Н. Росляков хорошо играл на гармошке, увлекался фотографией, у него был фотоаппарат «Фотокор».

Сохранились фотографии его колхозников конная косилка и сеялка, молотилка, деревенские дома и люди военных лет, вышка триангуляции.  Все это наша история».

Деревня эта знаменательна тем, что на ней расположена самая высокая точка  рельефа — окружающей местности Русановского сельсовета. Так называемая вышка триангуляции высотой в 22 метра была построена военными строителями под командованием  капитана в 1938 году. Высота отметки составляет 194,9 м над уровнем моря, согласно Балтийской системы высот, а на Тарасовской горе — 192, 9 метра. Это составная часть единой геодезической сети по всей стране, нулевая отметка которой находится в Кронштадте. Вышка триангуляции обозначает только место, а в земле закопан бетонный столб, обвалованный землей. По этой отметке ориентируются при проведении геодезических работ на окружающей местности.

В 1979 году геологическая экспедиция изучала Тарасовскую и Пленкину Горы. По данным проведенных работ выяснилось, что вершины этих гор сложены глинами, пригодными для производства керамического кирпича. В нижних слоях склонов и у подножья гор встречаются ледниковые отложения. Они представлены суглинками, песками, валунами и песчано-гравийными смесями. Эти породы действительно реликтового происхождения. Но вершины гор никакого отношения к леднику не имеют.  Скорее всего, эти возвышения возникли за счет размыва реками прилегающих территорий за длительный период времени в сотни тысяч лет.

Наш земляк, уроженец  деревни Пленкина Гора Валентин Серафимович Пленкин, 1934 года рождения, прочитав мою книгу «Русановская земля. События. Люди» загорелся идеей поставить на своей малой родине памятник. Валентин Серафимович готовился к этому мероприятию основательно и ответственно.  К июлю 2018 года памятник был готов. Я не бывал в этой деревне с 1973 г.

21 августа 2018 года Валентин Серафимович Пленкин приехал из поселка Ленинское Шабалинского района, где проживает с 1958 года после окончания ветеринарного факультета сельхозинститута. За полчаса на внедорожнике без проблем доехали до места 5 км. Перед самой деревней, в низине, заросли цветущей валерианы, вся ложбина белого цвета. В гору вела наезженная дорога, по ней ездят грибники и охотники (места здесь щедрые на дары природы). А вот старая дорога поросла лиственным мелколесьем, а вплотную к ней подступает борщевик. Насколько просматривался горизонт, вся деревня и поля вокруг нее в этом сорняке. Впрочем, то тут, то там есть островки рябин, черемух, березок. Трава не кошенная, почти метровой высоты – пройти очень трудно. Проехали и по другому склону горы, где рядом, в трехстах метрах, стояла деревня Росляки. Миновали и ее: впереди стеной стоял лес, за которым располагались деревни Б. Кузнецовы и Окуни.

Валентин Серафимович хорошо ориентировался: здесь было колхозное овощехранилище, скотный двор и конюшня. Нашел место, где стоял родной дом, где ему обрезали пуповину.

Отведал яблок с одичавшей яблони. Воздух родины, он особенный, не надышишься им. В. Пленкин показал схему ранее многолюдной деревни, у которой было три конца-проулка: Свет, Рязань и Культура. Место для установки памятника выбрали самое высокое. Ориентир – старое корявое дерево. В десяти метрах от дороги стали копать. Грунт был тяжелый, с примесью известкового камня. Как вспоминал В. Пленкин, здесь даже не пахали.

Установили памятник, вокруг посеяли цветы  и сфотографировались на память. В целом, Валентин Серафимович остался очень доволен поездкой. Жаль, из-за плохого самочувствия ему компанию не смогла составить супруга Тамара Тихоновна, уроженка этих же мест.

А сейчас слово предоставим уроженцу  деревни Росляки Леониду Викентьевичу Сорокожердьеву с 1947 года рождения:

«Почему так называлась деревня – точно установить трудно. Но, бабушка мне рассказывала, что в далёкие времена здесь поселились очень рослые сильные люди, и за этой местностью закрепилось такое название. К Рослякам почти вплотную примыкала деревня Пленкина Гора, находившаяся на вершине холма с отметкой 194,9 метра над уровнем моря, а Росляки в ложбине.  До пятнадцати лет меня воспитывали дедушка Филипп Николаевич и  бабушка Мария Петровна Росляковы. Дедушка был исключительно  сильный. Дома имелись две большие ребристые гири, и он свободно ими «жонглировал». Вечерами дома мы зажигали десятилинейную керосиновую лампу. Дедушка любил по вечерам читать книги на печке с курилкой. Я тоже рано пристрастился к чтению.

В деревне нас было двое пацанов, родившихся в послевоенное время: я и мой погодок, тоже Леонид, да девочек около десятка. Довоенного «производства» молодёжи было порядочно, но впоследствии постепенно эта молодёжь исчезла из нашего поля зрения: кто ушёл в армию и не вернулся, кто поступил учиться, а затем уехал по распределению в далёкие края (тогда многих направляли на Дальний восток), кто завербовался на стройки народного хозяйства. Какими интересами жили мы, сельские мальчишки? Конечно: лес, а  в нём  грибы и ягоды. Помню, брал четырёхлитровый бидон, набирушку (кружку небольшую) и с собакой Соболем уходил на весь день в лес. Никаких змей и клещей тогда и в помине не было, иногда отдохнёшь, поваляешься с собакой на мшистом ковре. Леса имели интересные,  устоявшиеся названия: Передокошки, Бугры, Заблуха, Островок, Максимчево, Угол (росляковский и пленковский) и т.д.

Конечно, мы школьники рано начали трудиться на колхозных полях. Помню, во втором классе ходили убирать лён. Был холодный, дождливый, сентябрьский день.  И до сегодняшнего дня физически ощущаю, как замёрзли у меня руки. В колхозе в то время широко отмечался праздник, называемый в народе «Октябрьская». Все сельскозяйственные работы к тому времени заканчивались. Взрослые выбирали самую большую избу, и собирались в ней праздновать. Каждый приходил со своей снедью, но подавалось и праздничное варево, приготовленное   из колхозного бычка, забитого накануне. Пили брагу, сваренную загодя, водки не было. Мы, детишки забирались на широкую деревенскую печь и созерцали оттуда происходящее. Сначала за столом заводились шумные разговоры, затем появлялась гармошка, и начинались искромётные пляски.  Для нас, мальцов, всё это было крайне интересно.

Больший след в памяти оставила сенокосная пора в колхозе. Это было прекрасное время. Рабочий день делился на три уповода. Первый уповод начинался в 5 часов утра, пока на траве лежала роса, — косьба. Не случайно сложилась поговорка: «коси коса, пока роса». Затем делался перерыв на завтрак, после которого ещё два трудовых уповода по заготовке сена с перерывом на обед. На луговую страду колхозники выходили дружно, целыми семьями, иногда с песнями. Одевались в чистые одежды, в глазах рябило от разноцветья женских платьев и косынок. В конце страды все сенокосные угодья дружно покрывались стогами. Были хозяйственные надежды на сытый год, с молоком и хлебом! Часть заготовленного сена распределялась между колхозниками для прокорма личного скота в зависимости от трудового вклада. Не помню, чтобы кто-то из колхозников покупал сено на стороне. Но, теперь это всё в прошлом. Те сотни гектаров лугов заброшены. Они заросли кустарником, шиповником, чертополохом и прочими непригодными сорняками.

На колхозном поле сеяли рожь. Когда подходило время, её скашивали лобогрейками в валки и связывали вручную в снопы. Из снопов складывали суслоны, в которых колосья просыхали. Посмотришь: всё поле от края до края усеяно суслонами, которые затем скирдовали и обмолачивали стационарным комбайном, приводимым в действие трактором. Позже появился самоходный комбайн С-4, и уборка зерновых значительно упростилась. На своём приусадебном участке (40 соток) колхозники растили картофель и ячмень. Из ячменной муки у бабушки получались вкуснейшие ярошники.  Бывало, когда утром хозяйки пекли хлеб, дух его ощущался на значительном расстоянии от деревни.  Но, вот, что вызывает у меня удивление по отношению к настоящему времени: не было в деревне никаких парников и теплиц. Тем не менее, у бабушки в огороде в открытом грунте прекрасно росли и огурцы и помидоры. Существовала даже колхозная огуречная плантация в поле.

Как я уже отмечал, в деревнях  было мало молодёжи, родившейся после войны. Оставшихся мужчин можно было по пальцам пересчитать в двух деревнях. Задела война своим кровавым крылом и нашу семью.

На фронте погиб мой дядя Леонид, в 21 год, капитан, командир батальона. В честь дяди меня назвали Леонидом, и я достойно пронёс это имя через всю свою жизнь. Я часто интересовался судьбой моего дяди. Но любые разговоры с бабушкой на эту тему тяжело ранили её сердце, и на глазах у неё выступали горькие слёзы.  Был у бабушки на полатях дорогой для неё сундучок, который я иногда тайком открывал. Там хранились документы дяди Лёни, его аттестат о среднем образовании и фронтовые письма. У меня сохранилось несколько дядиных писем-треугольничков. В одном из писем от 17 июля 1943 года он пишет своему отцу, который в то время работал председателем колхоза: «Вы, тятя, выращивайте хлеб в тылу, ну а я здесь, на фронте, буду уничтожать проклятых фрицев»

В детстве мне казалось, что жизнь бесконечна, и время текло очень медленно.  Но, чем старше я становился, тем  быстрее бежало время. Дни, месяцы и года почему-то становились короткими. Но, я всегда  по-доброму вспоминаю своё детство и жизнь в деревеньках Росляки и Пленкина Гора. Сегодня их нет, к сожаленью. На их месте шумит лес…»

Знатные люди:

РОСЛЯКОВ Яков Васильевич (29.04.1903–16.04.1957)

Герой Социалистического Труда (01.03.1948).

Родился в д. Росляки Левинской волости Орловского уезда  в семье крестьянина‑бедняка. Проявил себя на партийной работе в Таджикистане. За перевыполнение плана по сбору хлопка по Октябрьскому району Таджикистана в 1948 г. Я. В. Рослякову, секретарю райкома партии, было присвоено звание Героя Социалистического труда. За успешное выполнение заданий государства по развитию сельского хозяйства он также награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Таджикистана, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В феврале 2017 года в Орловский районный архив пришел интересный запрос:    «Поисковый отряд г. Коломны и школьники  г. Москвы обнаружили место возможной гибели в 1941 году самолета вашего земляка М. В. Рослякова, по всей вероятности брата Героя Социалистического труда».

Мне помогли   посмотреть на сайте «Мемориал» сведения о летчике — Михаиле Васильевиче.  Старший лейтенант, командир звена 2-го авиаполка дальней разведки Главного командования Красной Армии. Не вернулся с выполнения боевого задания 27 ноября 1941 г. вместе со своим штурманом, пропали без вести.

ПЛЕНКИН Михаил Васильевич (07.10.1913–20.07.1974)

Уроженец д. Пленкина Гора Левинской волости Орловского уезда, из семьи крестьянина‑середняка. Трудился в Удмуртии на ответственных партийных и хозяйственных должностях. Награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За трудовую доблесть», Почётной грамотой Верховного Совета Удмурт. АССР.

ПЛЕНКИН Федор Ионович (1884–25.05.1954)

Кандидат экономических наук, профессор.

Уроженец д. Пленкина Гора, из крестьянской семьи. Общий академический стаж составляет 33 года. Занимал ряд ответственных экономических должностей в нескольких областях России и Таджикистане, в центральных ведомствах, институтах, банках и  ВСНХ СССР.

ПЛЮСНИН Иван Фёдорович

Уроженец д. Пленкина Гора Русановского сельсовета. Канди­дат экономических наук. Доцент. Другая информация отсутствует.

РОСЛЯКОВ Филипп Николаевич (1893–1977)

Знаменит тем, что в марте 1918 г.  крестьяне избрали его своим комиссаром от д. Пленкина Гора. На собрании Левинской волости в мае 1918 года, был избран председателем  Совета крестьянских депутатов. Устанавливал советскую власть в Левинской волости Орловского уезда. В военные годы его колхоз «Культура» неоднократно  заносился на районную Доску почёта и дважды – на областную по итогам социалистического соревнования. В 1944 г. Ф. Н. Росляков был отмечен знаком «Отличник социалистического сельского хозяйства», а в 1946 г. награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Позднее был награждён орденом «Знак Почёта», Ленинской юбилейной медалью и  Почётной грамотой ВДНХ. В 1977 году как участник Великой Октябрьской социалистической революции награждён именными часами. Всю свою жизнь  Филипп Николаевич посвятил развитию и укреплению коллективного хозяйства.  В 1934 и 1961 гг. его колхоз вырастил по 560 центнеров сахарной свеклы с гектара.  С 1930 по 1955 годы возглавлял сельхозартель. Затем 18 лет был бригадиром в откормсовхозе «Колковский». Свою трудовую эстафету Ф. Н. Росляков передал внуку – Леониду Викентьевичу Сорокожердьеву,  работавшего председателем колхоза  в Шадричах.

ПЛЕНКИН Валентин Серафимович (1934 г.р.)

Родился в д. Пленкина Гора. Награжден Ленинской юбилейной медалью и «Ветеран труда». В настоящее время в 80 с лишним лет депутат Ленинской городской Думы Шабалинского района. Капитан запаса.

ПЛЕНКИН Евгений Федорович (17.12. 1929 г.)

Родился в д. Пленкина Гора.   Имеет медаль «Ветеран труда» и юбилейные 40, 50, 60, 65 лет победы в Великой Отечественной войне, знак «Отличник соцсоревнования Минсевзапстроя». 25 лет занимался  в ансамбле областного клуба гармонистов «Тальяночка». По отзыву его руководителя В.Т. Булычева, Евгений Федорович —  самый активный участник с хорошим голосом, самобытный исполнитель и пропагандист вятской гармошки и частушки. Внес большой вклад в сохранение и развитие народного творчества Вятского края.

ПЛЕНКИН Павел Михайлович (12.10.1920 — 4.11.1997 г.)

Уроженец д. Пленкина Гора. Учитель истории с 43 — летним общим педагогическим стажем и почетный сельский корреспондент.  Фронтовик. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Японией», Жукова, «Ветеран труда» и 7-ю юбилейными.

Вниманию  участников чтений предоставляется выдержка из книги памяти жертв политических репрессий по этим деревням:

Пленкин Василий Титович,1881 г. р., уроженец и житель д. Пленкина Гора, русский, колхозник. 9 октября 1939 г. военным трибуналом УралВО осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР на 2 года лишения свободы. Реабилитирован 19.03.1992 г.

Пленкин Павел Николаевич,1911 г. р., уроженец и житель д. Пленкина Гора, русский, счетовод колхоза «Культура». Арестован 13 марта 1942 г. по ст. 58 п. 10 УК РСФСР. Постановлением УНКВД Кировской области от 25 августа 1942 г., так как обвинение по ст. 58 п. 10 не доказано, следственное дело производством прекращено, из‑под стражи освобожден.

P/S: Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. Глава 1. Преступления государственные

Ст. 58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст. 58-2 – ст. 58-9 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой лишение свободы на срок не ниже 6 месяцев

Ещё раз о деревнях Русановской округи!

Был густо заселенный обжитой край. Деревни располагались недалеко друг от друга и жили своей неторопливой, размеренной жизнью со своим исстари установленным укладом. Это —  российская провинция, глубинка, которой так была сильна наша матушка Русь! Люди жили, трудились, рожали и воспитывали детей. Дымились трубы, цвели сирень и черемуха, звучали песни под гармонь. Несколько веков было некоторым нашим деревням. А что сейчас мы имеем? С переписи 1885 года в округе исчезло более 100 деревень и починков. Осталось с.Русаново с деревеньками Михеевы и М. Кузнецовы. Опустел наш  некогда цветущий край. Запущенная земля зарастает сорняками, мелколесьем и борщевиком. Не шумят  на ветру тучным колосом хлеба. Не услышишь петушиного крика, мычание коровы, гуляющей в чистом поле под солнцем и дождем со звонким бубенчиком на шее. Как знать, может быть, наши грядущие поколения в будущем будут здесь снова поднимать целину и осваивать Нечерноземный край?



Оставить комментарий