Вы находитесь в: Главная > Краеведение > КРАЕВЕДЕНИЕ. ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

КРАЕВЕДЕНИЕ. ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

26 апреля (8 мая) – исполняется 175 лет со дня рождения Тихона Филипповича Булычёва, вятского купца, пароходопромышленника, мецената, почетного гражданина г. Орлова. Он был широко известен при жизни как человек очень богатый, щедрый и эпатажный.

Тихон Булычёв родился в семье потомственных купцов города Орлова Вятской губернии. Его отец, дед и прадед занимались предпринимательской деятельностью свыше 100 лет. Ежегодно они отправляли с Ношульской и Быковской пристань, на реке Лузе, караваны барок, груженных вятскими товарами: льном, куделью, пенькой, кожей, салом и хлебом в Архангельск. Отец Тихона, Филипп Тихонович, продолжая дело предков, к тому же занялся пароходством. Часто брал с собой в торговые поездки подросшего сына и, наряду с обучением у нанимаемых дома учителей, тот узнал от отца секреты купеческого ремесла. В 17-летнем возрасте, в 1864 году, отец доверил ему постройку, организацию погрузки судов и управление караваном. Первое самостоятельное плавание юный Тихон завершил успешно и повторял ежегодно по 1869 год. Отец, занимаясь пароходством, оставил своему сыну два парохода. Первый буксирный пароход назывался «Гражданин» и был построен в 1863 г. После ухода отца от дел Тихон Булычёв владел пароходством вместе с братом. Вскоре у него появляются четыре, а затем уже семь пароходов. С 1872 года Тихон становится владельцем всех семейных капиталов.

23 января 1876 года купец был избран в городе Орлове городским Головой, сменив на этом посту отца и прослужил в должности до ноября того же года. Тихон Филиппович всегда отличался от других купцов: одет был изысканно, на английский манер, был высок, вежлив, и интеллигентен. Отказавшись от службы он переезжает в г. Вятку, где посвящает себя пароходству. К началу XX века у него 19 пароходов. Он осуществляет торговлю, развивает пароходство на Вятке, открывает собственную ткацкую и льнопрядильную фабрики. Свое состояние Тихон Булычёв заработал на перевозках пассажиров до Казани и Нижнего Новгорода, сельскохозяйственных грузов по Вятке, Каме и Волге – до Рыбинска и Астрахани. Будучи новатором по природе, он начал переводить флот с дровяного на нефтяное отопление и для его перевозки специально построил баржу на собственной верфи в Иловатском затоне. В середине 1880-х годов в его конторе появился первый телефон в Вятке. В начале 1890-х годов на его пароходах появилось первое электрическое освещение. Тогда же в его пароходстве появились удивившие современников комфортабельные двухэтажные речные лайнеры «американского» типа.

С 1902 года совместно с Яковом Тырышкиным и Торговым домом «Наследники коммерции советника И.В.Александрова» было создано «Товарищество Вятско — Волжского пароходства». Булычёв стал директором-распорядителем нового акционерного предприятия и вскоре объявил себя миллионером. Литературоведы придерживаются мнения, что именно Тихон Булычёв послужил писателю А. М. Горькому прототипом образа главного героя в пьесе «Егор Булычев и другие». Интересно, что сам Горький не раз плавал на булычевских пароходах в качестве пассажира. Товарищество вплоть до 1918 г. приносило большой доход его членам. Это позволяло Тихону Булычёву заниматься благотворительной и общественной деятельностью.

Тихон Филиппович Булычёв вошел в историю как крупнейший вятский благотворитель. Он был членом многочисленных общественных организаций: почетным попечителем Вятской мужской гимназии, почетным блюстителем Вятского епархиального женского училища, почетным членом Попечительного комитета Вятской губернской публичной библиотеки и губернского попечительства детских приютов, членом местного управления Российского общества Красного креста, членом губернского попечительного о тюрьмах комитета и т.д.

Русское купечество всегда вкладывало значительную долю своего капитала на различные благотворительные цели. Тихон Булычёв содержал детский приют, построил для общежития мужской гимназии в Вятке двухэтажный особняк, приобрел на свои деньги в 1908 году рентгеновский аппарат для губернской больницы. Во время Первой мировой войны жертвовал по 1000 рублей ежемесячно на нужды Красного Креста и семей фронтовиков.
Родному городу Орлову в 1906 году купец пожертвовал 25 тысяч рублей на постройку реального училища. Отдал в дар, купленный им у наследников И.П.Кордакова, каменный дом для устройства в нем какого-либо благотворительного заведения. Также он жертвовал средства на устройство и открытие богадельни в городе, на церковную утварь в Орловскую Благовещенскую церковь и на устройство вокруг неё ограды. В 1866 году Тихон Филиппович приложил много усилий для сооружения нового здания этой церкви, на территории которой происходило захоронение его предков.

За свою общественную деятельность уже к 1907 году Тихон Филиппович имел следующие знаки отличия: орден Св. Станислава II степени, Анны III степени, золотую медаль на Станиславской ленте для ношения на шее, знак Красного Креста и серебряный знак общества спасания при кораблекрушениях. 20 ноября 1908 года император Николай II пожаловал Булычёву чин статского советника.

В 1918 г. после национализации флота Булычёв разом потерял все капиталы. Национализация оставила бывшего пароходовладельца и мецената, совершенно бедным. У него отобрали все: пароходство, построенные дома, вместе с ними и мебель, и посуду, и даже одежду. 71-летнего старика арестовали и держали в местном концлагере, как заложника за сына Николая, воевавшего в армии Колчака. После гибели сына Тихона Филипповича выпустили, но лагерь и смерть родного человека сильно надломили моральное и физическое здоровье Булычева. Остаток своей жизни Тихон Булычёв жил из милости у бывших служащих в городе Орлове и много времени посвящал молитвам. Умер Тихон Филиппович Булычёв в 1929 году.


Оставить комментарий