Материал районного конкурса творческих работ «Эхо прошедшей войны». Автор: Згоранец Людмила Геннадьевна, библиотекарь отдела обслуживания библиотеки семейного чтения им. А.Н. Кузнецова.
Всё дальше в прошлое уходят трудные и героические годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Но никогда не забудется народная память о героизме, мужестве и стойкости наших людей на фронте и в тылу. Мой низкий поклон и большие слова благодарности всем ветеранам Великой войны за их отвагу, за любовь к Родине, за то, что они гордо встали против врага, не боясь ничего, и защищали свой народ и родную землю.
В канун 75-летнего юбилея Победы нашего народа в Великой Отечественной войне мы вспоминаем наших воинов, честно и мужественно выполнявших свой воинский и патриотический долг.
Малков Иван Тимофеевич родился 18 июня 1922 года в простой крестьянской семье, в селе Едомо Халтуринского района Вятской губернии. Семья была многодетной. Приходилось много работать, помогать родителям и колхозу. Тем не менее, мальчику удалось окончить 7 классов начальной школы. С детства у него была тяга к технике. Он любил разбирать и собирать механизмы и агрегаты, ремонтировать технику.
Начало Великой Отечественной войны встретил у себя в родном селе Вятской губернии. 22 июня 1941 года по радио передали заявление Советского правительства, обращённое к народу. Оно заканчивалось словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Эти слова навечно остались в памяти Ивана Тимофеевича. Начались суровые испытания для русского народа. Развернулась целенаправленная работа, направленная на мобилизацию населения и поднятия народа на отпор врагу.
В ряды Красной армии Малков Иван Тимофеевич был призван в сентябре 1942 года и сразу направлен на курсы по подготовке младших авиационных специалистов. После успешного их окончания в мае 1943 года откомандирован в действующую армию на должность авиационного механика. Служить пришлось в 76-м Гвардейском штурмовом авиационном «Мелитопольском» Краснознамённом ордена Кутузова 3 степени полку.
Приказом Наркома обороны от 18 марта 1943 года за успешные бои в операции по уничтожению окружённой группировки противника западнее Сталинграда 225-й штурмовой авиационный полк был преобразован в 76-й штурмовой авиационный полк и ему присвоено почётное звание Гвардейский.
Полк после реорганизации и переименования находился на аэродроме Котельниково, Сталинградского фронта. Здесь происходило пополнение лётно-технического состава, материальной части и боевой техники.
На вооружении авиационного полка стоял бронированный штурмовик Ил-2 или как его называли «Летающий танк», созданный в ОКБ-240 под руководством С.В. Ильюшина. Ил-2 — самый массовый боевой самолёт в истории нашей авиации, к началу 1943 года стал использоваться в штурмовой авиации. В истории авиации «Летающий танк» Ильюшина тесно связан с понятием «Подвиг». Подвиг совершили не только работники конструкторского бюро, рабочие и служащие авиационных предприятий и заводов, но главный подвиг совершали наши лётчики-штурмовики, механики и техники, использующие «Илы» в реальных боевых условиях.
В составе действующей армии авиационный полк находился с 18 марта 1943 года, принимал участие в боевых действиях в составе 8-й Воздушной армии Южного фронта. Начиная с июля 1943 года по апрель 1944 года, наши войска вели наступление на Южном фронте. Авиационный полк участвовал в боевых действиях в составе Южного и 4-го Украинского фронтов в проведении Миусской наступательной операции против немецких войск в Донбассе, Мелитопольской наступательной операции, операции по освобождению оставшейся части Украины и Крыма, оказывал помощь в поддержке наземных войск с воздуха, уничтожении живой силы, нанесении штурмовых ударов по наземным объектам противника.
Из воспоминаний Ивана Тимофеевича: «Механикам и техническому составу работать приходилось по 18-20 часов в сутки, обслуживая и ремонтируя самолёты, обеспечивая их подготовку к боевым вылетам. Своё мастерство и знания повышали прямо на лётном поле, при устранении возникающих неисправностей и повреждений своим упорным трудом. Работать приходилось прямо на аэродроме, в том числе зимой, под обстрелом авиации противника, без прекращения боевой работы. Особенно большие сложности возникали в зимнее время, при проведении ремонтных работ, когда приходилось работать с маленькими деталями самолёта, когда в перчатках такие детали не возьмёшь. К голым пальцам они прилипали, нередко отрывая кожу. Но мы терпели. Так же пришлось осваивать новый вид бомбы — противотанковую авиационную бомбу (ПТАБ), поступившую на вооружение.
Это потребовало не только значительного увеличения времени на подготовку этих бомб и саму укладку их в люки, но и совершенно иного подхода при подготовке самолётов к боевым вылетам».
Приказом Верховного Главнокомандующего №34 от 23 октября 1943 года за мужество и героизм в боях по освобождению Мелитополя 76 гвардейскому штурмовому авиационному полку присвоено почётное наименование «Мелитопольский».
Свою первую награду, медаль «За боевые заслуги», гвардии сержант Малков Иван Тимофеевич — авиационный механик 76 гвардейского штурмового авиационного полка получил за участие в боевых действиях в период с июля 1943 по апрель 1944 года на Южном и 4-м Украинском фронтах, приказом командования 1-й Гвардейской штурмовой авиационной дивизии от 20 мая 1944 года. Как указано в представлении к награждению «за выполнение боевых заданий командования, обслуживание и обеспечение 102 боевых вылетов самолётов Ил-2, проявленные при этом мужество и профессионализм».
После активного участия в освобождении Крыма полк перебазировался на аэродром Мамоново в Калужской области и вошёл в состав 1-й Воздушной армии и 3-го Белорусского фронта. Настал этап коренного перелома в войне и боевой путь полка по освобождению Белоруссии, Прибалтики и Восточной Пруссии. Высокая динамичность боевых действий, частая смена аэродромов и мест дислокации полка, увеличение количества боевых вылетов требовало от механиков и технического состава выдержки, выносливости и самоотверженности.
Ремонт самолётов, подготовка их к боевым вылетам, перебазирование на новые аэродромы — всё это осуществлялось в кротчайшие сроки без прекращения боевой работы. Самолёт — оружие коллективное. Экипаж Ил-2 состоит из трёх человек: лётчика, стрелка, механика, и готовится к боевому вылету на земле. Как вспоминал Иван Тимофеевич: «Девизом механиков было «не уходить с аэродрома до тех пор, пока самолёт не будет исправлен и подготовлен к боевому вылету»». Если днём проводилось техническое обслуживание «Летающих танков», то ночью выполнялся большой объём подготовительных и ремонтных работ.
Чаще всего Иван Тимофеевич вспоминал об участии полка в Кёнигсбергской наступательной операции по освобождению города-крепости Кёнигсберг и части Восточной Пруссии. Ведь это была последняя боевая операция авиационного полка в годы Великой Отечественной войны. Бои в Восточной Пруссии отличались резким ожесточением и упорством. Противник, которому некуда было отступать, дрался отчаянно, используя мощную систему укреплений.
Личный состав полка показал высокое мастерство, доблесть и отвагу при нанесении бомбовых ударов по наземным глубоко укреплённым точкам противника. Штурмовики работали с максимальной интенсивностью, по 3-4 боевых вылета в сутки.
За участие в Белорусской и Восточно-Прусской операциях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1945 года 76-й Гвардейский «Мелитопольский» Краснознаменный штурмовой авиационный полк награждён орденом «Кутузова 2 степени».
За участие в боевых действиях по освобождению Белоруссии, Прибалтики, Восточной Пруссии и города-крепости Кёнигсберг гвардии старший сержант Малков Иван Тимофеевич — авиационный механик 76 гвардейского штурмового авиационного полка, приказом командования 1-й Гвардейской штурмовой авиационной дивизии от 20 апреля 1945 года награждён орденом «Красной звезды». Как указано в представлении к награждению «за выполнение боевых заданий командования, обслуживание и обеспечение 108 боевых вылетов самолетов Ил-2, проявленные при этом доблесть, героизм и самоотверженность».
Долгожданную победу гвардии старший сержант Малков Иван Тимофеевич встретил, находясь на аэродроме Шиппенбайль в Восточной Пруссии.
О нашей Победе узнал по радио 9 мая 1945 года, когда сообщили о капитуляции германии. Сразу же были прекращены все вылеты. Личный состав полка собрался на лётном поле, где прошёл митинг, все обнимались и поздравляли друг друга с Победой. Звучала музыка, все кричали и стреляли из стрелкового оружия. В лицах бойцов ощущалась уверенность в своих силах и чувство гордости за выполненный долг.
За период Великой Отечественной Войны
76-м Гвардейским «Мелитопольским» Краснознамённым, ордена Кутузова 2
степени штурмовым авиационным полком осуществлено 6812 боевых вылетов. Нанесён
значительный ущерб живой силе противника, технике и наземным объектам. Полк
принимал участие в 15 боевых операциях и битвах:
Миусская операция: с 17 июля 1943 года по 2
августа 1943 года.
Донбасская операция: с 13 августа 1943 года по
22 сентября 1943 года.
Мелитопольская операция: с 26 сентября 1943 года
по 5 ноября 1943 года.
Никопольско-Криворожская операция: с 30.01.1944
года по 29.02.1944 года
Крымская операция: с 8 апреля 1944 года по 12
мая 1944 года.
Белорусская операция «Багратион»: с 23.06.1944
года по 29.08.1944 года.
Витебско-Оршанская операция: с 23 июня 1944 года
по 28 июня 1944 года.
Минская операция: с 29 июня 1944 года по 4 июля
1944 года.
Вильнюсская операция: с 5 июля 1944 года по 20
июля 1944 года.
Гумбиненская операция: с 16 октября 1944 года по
27 октября 1944 года.
Восточно-Прусская операция: с 13 января 1945
года по 25 апреля 1945 года.
Инстербургско-Кёнигсбергская операция: с 13.01.1945г.
по 27.01.1945 года.
Восточно-Померанская операция: с 10.02.1945 года
по 4.04.1945 года.
Кёнигсбергская операция: с 6 апреля 1945 года по
9 апреля 1945 года.
Земландская операция: с 13 апреля 1945 года по
25 апреля 1945 года.
Инженерно-технический состав, кроме того что обеспечил эти вылеты, отремонтировал 342 самолёта текущим и аварийным ремонтом, а так же выполнил все установленные работы по самолёту, двигателю, вооружению и электрооборудованию. От качества подготовки самолёта зависел не только успех выполнения боевого задания, но и жизнь лётчика, ведь победа в воздухе куётся на земле.
Звание Героя Советского Союза присвоено 17 лётчикам полка, трём из них это звание присвоено дважды. Многие лётчики, штурманы, стрелки, а также инженерно-технический состав были отмечены орденами и медалями.
Без слаженно выполненной работы всего лётно-технического состава 76-го штурмового авиационного полка, не были бы достигнуты поставленные перед полком боевые задачи.
В нашей Победе есть маленькая заслуга и моего деда гвардии старшего сержанта Малкова Ивана Тимофеевича — авиационного механика 76-го гвардейского штурмового авиационного полка, честно, мужественно и добросовестно выполнившего свой боевой долг, героически обеспечившего 210 боевых вылетов самолетов Ил-2, и не один подготовленный к вылету из них не отказал в бою.
Это, можно сказать, и есть героизм — трудовое, повседневное выполнение в самых тяжёлых боевых условиях своих служебных обязанностей и в первую очередь обеспечение постоянной боевой готовности вверенных боевых самолётов. Ведь самое сложное в работе механика — это ждать возвращение экипажа с боевого вылета.
В конце 1945 года Малков Иван Тимофеевич был демобилизован с военной службы, вернулся к себе на родину в город Халтурин Кировской области, где женился, воспитал четырёх дочерей, жил и работал на различных должностях на благо Халтуринского района. За участие в Великой Отечественной Войне Малков Иван Тимофеевич награждён орденом «Красной звезды», медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За взятие Кёнигсберга». В 1985 году награждён орденом Отечественной войны 2 степени в честь 40-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне.
Путь к Победе был долог и труден. Но сколько бы ни минуло десятилетий, нам нельзя забывать о горечах и утратах той войны. Выросли новые поколения, для них Великая Отечественная Война — далёкая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими ту войну не должны позволить нам забыть эту героическую страницу летописи нашего государства.
Используемая литература:
- Колеватов, Н. А. В те суровые годы. Халтуринский район в годы Великой Отечественной войны / Н. А. Колеватов. – Киров, 1995. – 80 с.
- Колеватов, Н. А. Память боевой славы. Орловский район Кировской области / Н. А. Колеватов. – Киров : Триада-С, 2001. – 92 с.
- Мемориал. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://obd-memorial.ru/
- Память народа. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://pamyat-naroda.ru/