Вы находитесь в: Главная > литературно-краеведческие чтения > Педагог по призванию. Ольга Николаевна Васенина.

Педагог по призванию. Ольга Николаевна Васенина.

Материал с одиннадцатых литературно- краеведческих чтений «Малой родины ушедшие мгновенья» 

Автор: Баруткина София Максимовна, студентка 1 курса «Право и организация социального обеспечения», Орлово-Вятского сельскохозяйственного колледжа. 

В этом году город Орлов отметил юбилей 560 лет. История города Орлова неразрывно связана и с историей Халтуринского сельскохозяйственного техникума, сегодня Орлово — Вятского сельскохозяйственного колледжа, который подготовил тысячи специалистов в том числе и для Орловского района — землеустроителей, бухгалтеров, торфоустроителей, агрономов, правоведов.Как известно, историю делают люди. Я решила узнать о Ветеране колледжа, преподавателе Васениной Ольге Николаевне. 

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание истории родного края, его лучших представителей является залогом воспитания, любви и уважения к предкам, их прошлому и настоящему. 

Среди нас живут люди, которые «сеяли доброе, вечное» – это наши ветераны. О них надо знать и помнить подрастающему поколению. Ведь знать историю своего города, замечательных людей, творивших и создававших историю, нужно всем молодым людям, так как человек, не знающий своего прошлого, не будет знать настоящего. Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случая к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество — это профессия учитель. 

Эта исследовательская работа — уважение к человеку, который посвятил свою жизнь нашему колледжу. Её жизненный путь – это путь неустанного труда, стремления быть полезной, творчески активной и жизнерадостной. Речь о Ветеране колледжа, Почетном землеустроителе России, преподавателе землеустроительных дисциплин Васениной Ольге Николаевне. 


ИСТОРИЯ СЕМЬИ В ИСТОРИИ ГОРОДА 

Семья жила в городе Халтурине (Орлове). Николай Николаевич Шалагинов и Наталья Тимофеевна воевали на фронтах Великой Отечественной войны, оба старших сержанта. После войны Николай Николаевич работал физруком в школе №1, поселке Кузнецы. После окончания института увлекся акробатикой — новым тогда видом спорта в Халтурине, он же и стал основателем акробатики в ДЮСШ. Наталья Тимофеевна около 10 лет преподавала физкультуру в школе №2, училась на медицинских курсах, потом работала диетсестрой в больнице, заведующей магазином. 
В семье Шалагиновых выросли хорошие, трудолюбивые дети, дочери получили образование, сын учиться не стал — пошел работать. Никто из Шалагиновых детей специально не воспитывал. Их воспитал пример родителей — людей работящих, честных, воспитала добрая атмосфера теплого, уютного дома, дружной любящей семьи. 

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ 

Родилась 26 июля 1950 года в городе Кирове. Детство прошло в городе Халтурине. 

Вспоминает Ольга Николаевна: «Игры в основном были коллективные, мы играли в прятки, вышибалы, стрелки, царя Соломона. Мальчишки в футбол, а мы девчонки прыгали на скакалках, собирали цветные стекляшки (смотрели на солнце) и осколки от красивой посуды (потом менялись). Были и ролевые игры со шпионами, разведчиками, бойцами Красной Армии. А зимой ледяные горки, лыжи, коньки, деревянные горки устанавливали на стадионе, около которого мы жили. Катались на фанерных досках. Однажды фанерка попала мне по подбородку. Рана была приличная, даже язык в нее выставлялся. Меня привели домой с красной от крови бородой изо льда, слез и крови. Рану зашили в больнице, а старшей сестре попало за недосмотр за младшей сестрой. На стадионе заливали каток. Папа учил нас кататься. Сначала были коньки, которые крепились веревкой к валенкам, потом коньки с ботинками. Лыжами я особо не увлекалась, но мы с сестрой ходили в ДСШ (детскую спортивную школу) на секцию гимнастики. Успехов особых не было, но общение и здоровье. Школьниками мы катались в овраге. На этом месте сейчас памятник воинам — землякам. А какие там были горки! Это и крутые уклоны и трамплинчики. На улице мороз. На пожарной вышке поднимали флаг, означающий низкую температуру, а нам ученикам отмена школьных занятий. Ура! Мы берем портфели и спешим в овраг покататься с горок пока светло. Домой приходили счастливые, пристраивали свои рукавички, шапки, шарфы, штаны к печке, чтобы оттаяли за ночь. 

Летом по несколько дней мы всей семьей жили в палатках, на косе против Мышкино. Папа и брат рыбачили, а мы с сестрой наводили порядок в нашем лагере, готовили еду. Все вместе ходили в лес за грибами и ягодами. Вечером приходила мама и приносила что-нибудь вкусненькое. Однажды нас застал ураган. Порывы ветра были очень сильными и дуб, который рос на обрывистом берегу упал на палатку. Мы очень испугались, но все обошлось. Потом мама из желудей этого дуба вырастила деревце, которое росло под окном нашей квартиры. В лес ходили часто за грибами, собирали ягоды: чернику, бруснику, землянику, черемуху, шиповник. Родители любили и реку и лес, приучали и нас любить и беречь природу. 

Вечерами папа нам читал книги. Обладая умением менять интонацию, голос прочитал «Витязь в тигровой шкуре», «Золотого теленка», «Двенадцать стульев». Нам очень нравился «Василий Теркин». Часто слушали по радио спектакли, произведения, папа научил нас играть в шахматы, а летом на стадионе обучал детвору правилам игры в крокет и лапту. У многих ребят были велосипеды, и нам нравилось гонять с мальчишками, выделывать на них самые замысловатые кренделя. В нашем хозяйстве в разные времена жили утки, кролики, даже поросята. Мы дети должны были рвать траву, заготовлять сено. Помогали и на огороде, поливали, пололи. По осени обрезали и плели лук, чеснок. 
Рядом с нашим домом жила директор Дома пионеров. Она организовала из ребят — школьников, которые проживали в нашем квартале, пионерский отряд по месту жительства. Нас было около 20 человек, свой командир, даже командирша Аля Ковязина. По звуку горна все ребята выбегали на зарядку. Жизнь кипела. Мы пели песни, ставили концерты, помогали старикам – выполняли шефскую работу. Иногда проводили диспуты, но не умели отстаивать свое мнение, аргументировать, поэтому любое обсуждение заканчивалось ссорой. Однажды я не спала целую ночь, переживала размолвку с подругой. Я рассказала о случившемся маме и она первый раз поговорила со мной как со взрослой, за что я ей была очень благодарна, дружба с подругой возобновилась». 

Училась Ольга Николаевна в школе №1 имени Н.В.Зонова. В первый класс пошла в 1957 году. Первая учительница Елена Алексеевна Попова. 

Вспоминает Ольга Николаевна: «Спокойная, доброжелательная, внимательная к каждому. Не только счету, чтению и грамоте учила она нас. 
Помню уроки, на которых мы учились штопать носки. Умею и делаю до сих пор. А уроки чистописания! Она учила с выражением читать стихи и понимать их сердцем. Мы ставили спектакли «Кошкин дом», в котором мы с Юрой Ивановым были котенками (я белый, а он черный). В «Теремке» я была мышкой. 
В среднем и старшем школьном звене классным руководителем была Нина Александровна Будерихина участница Великой Отечественной войны. Некоторым из нас Нина Александровна давала рекомендации в комсомол, и мне в том числе. Класс наш был дружный, инициативный. Любимыми предметами у меня были география (Валентина Филипповна Овчинникова), домоводства (Нина Александровна Будерихина). С трепетом вспоминаю уроки химии (Зоя Ивановна Лобастова), физика (Петра Николаевича Шалагинова), алгебры (Софья Семеновна Черных), английского языка (Нина Михайловна Бадьина). На этих уроках было интересно, но не все понятно. Я училась чуть лучше среднего, поэтому в аттестате были и тройки. 
В 9 и 10 классах я была секретарем школьной комсомольской организации. Жизнь была насыщена делами. Направлений работы было много, упор был на идеологическую. Мы выпускали газеты, проводили диспуты, собирали макулатуру и металлолом, садили деревья и цветы, благоустраивали площадки, участвовали в художественной самодеятельности и спортивных мероприятиях. Начали осваивать новые формы внеклассной работы — проводили КВН, инсценировали песни. В 6 или 7 классах взяли песню «Бухенвалский набат». Одели черные трикотажные костюмы и мелом на них нарисовали скелеты, встали в шеренгу, руки на плечи друг другу и хотели, медленно двигаясь, спеть песню. Из задуманного ничего не вышло, так как глядя друг на друга в таком наряде мы не могли удержаться от смеха. На более высоком художественном и эстетическом уровне проходили маскарады в зимние каникулы. Наш папа был выдумщик — подкидывал идеи, а мама ночами шила нам костюмы. Маскарады были всегда веселыми и запоминающимися. Таким было детство». 

После окончания школы 1969 году Ольга Николаевна поступила учиться в Халтуринский сельскохозяйственный техникум на специальность землеустройство. 

Ольга Николаевна Васенина вспоминает: «С 1967 по 1970 г. я училась на землеустроителя. Выросла в городе, в сельском хозяйстве я практически не разбиралась. Учиться было трудно, но интересно. Некоторые девчонки на уроках говорили то, что не написано в учебнике, и я удивлялась – откуда они могут знать о содержании животных; травах, которые растут на лугах; о марках сельхозмашин; уходе за сельхозкультурами и т.д. Мне не хотелось от них отставать, и я стала читать журналы, дополнительный материал из других источников, чтобы я, «городская девчонка», показала знания сельского хозяйства. Со спецпредметами было проще, так как все начинали с одного уровня. Помню, что долго училась считать углы на счетах, другой вычислительной техники тогда не применяли. <…> 

В группе у нас после осеннего призыва в армию осталось 18 девчонок и один мужчина. Мы его звали «старый гусь». <…> 

В школе я была секретарем комсомольской организации. В техникуме также вошла в актив. Комсомол возглавляла Катя Никитенко. Идейная, принципиальная и инициативная. Для многих из нас, учащихся того времени, комсомол значил очень много. Мы часто собирались вместе, обсуждая самые разнообразны вопросы. Любили песни Пахмутовой, читали патриотические стихи. Помню общие комсомольские собрания и диспуты. Комитет комсомола, а я была заместителем секретаря, допоздна сидел и разрабатывал мероприятия. <…> 

Осталось в памяти празднование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Оно проходило в районном доме культуры. Выступал большой хор из преподавателей и учащихся. Вся история государства была представлена в стихах, песнях, танцах. <…> 

На распределение молодых специалистов приезжали из многих проектных организаций. Это были добрые времена: рабочих мест было намного больше, чем студентов. «Покупатели» приезжали заранее, советовались с преподавателями, а потом беседовали с каждым учащимся. Уговаривали, убеждали, обещали и т.д. Особым вниманием всегда пользовались отслужившие в армии, отличники и активисты. 
Когда я была оставлена преподавателем в техникуме, мне было 25 лет. Я только что поступила учиться в институт. Не хватало профессиональных знаний и знаний методики ведения уроков. Во многом мне помогла моя первая наставница Зинаида Николаевна Кожевникова. Она учила общению с учащимися. Мне очень хотелось казаться взрослой, серьезной и умной. Первый раз улыбнулась я на уроке, когда предложила ребятам просклонять выражение «полторы трубы» (мы учили по геодезии формулы). 
До слез переживала, когда учащимся ставила «2». Очень много и тщательно готовилась к занятиям. Экспериментировала каждый урок. Часто «изобретала велосипед». Когда лучше познала теоретический материал, стала читать методическую литературу. Оказывается, другие преподаватели уже давно применяли и весьма эффективно то, к чему я приходила путем проб и ошибок. И сейчас не жалею, что занялась педагогической работой». 
О. Н. Васенина в 1970 году окончила техникум. Свою трудовую деятельность начала в Оричевском районе по своей специальности. В 1970 году вышла замуж и уехала на Украину. Работала в колхозе землеустроителем. Составила проект планировки и застройки города Староконстантиновка. Проект утвердили. Принимала участие в перенесении проекта в натуру, началось строительство. По семейным обстоятельствам вынуждена была вернуться обратно в родной город. 

«В ЕЕ РАБОТЕ НЕТ МЕЛОЧЕЙ…» 

С 1975 года Ольга Николаевна поступила на работу преподавателем землеустроительных дисциплин в Халтуринский сельскохозяйственный техникум. В 1981 году окончила Московский институт инженеров землеустройства, а в 1986 году — педагогический факультет московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. Тема выпускной квалификационной работы «Привитие любви и интереса к специальности». Защитилась на «отлично». 
С 1984 года Ольга Николаевна, заведующая землеустроительным отделением, с 1990 по 2005 годы — заместитель директора по воспитательной работе, с 1 сентября 2005 – 2016 годы преподаватель землеустроительных дисциплин. 
Стаж педагогической деятельности 41 год. 

Вспоминает Ольга Николаевна: «Принимая на работу Лямина Ираида Васильевна предложила вести занятия черчения, но я отказалась, мотивируя тем, что у меня в дипломе по топографическому черчению оценка «хорошо», так я не смогу научить на «отлично». В начале своей педагогической работы огромное внимание уделяла подготовке к занятиям, что меня очень выручало потом. Зная хорошо материал, продумывала, как интереснее его преподать, чтобы заинтересовать ребят, как эффективно решать вопрос с накопляемости оценок, где найти золотую середину объема и трудности лабораторных работ и много других проблем. Некоторые отмечают чувство юмора в моем характере. Не спорю, на уроках приходилось разряжать обстановку. В напряжении студенту плохо думается, не все воспринимается. Первые годы работы основная нагрузка — полевая учебная практика. Писала подробные конспекты, прорешивала все варианты практических работ. Если в работе студентов данные подведены, то я сразу это видела, зная определенные закономерности и способы контроля, даже выдуманные. Этому я научилась с годами. 
На первых занятиях всегда говорила студентам, что я не приемлю обмана ни на словах, ни при выполнении лабораторных и курсовых работ. Одинаковые работы никогда не принимала. Думаю, что была справедливым преподавателем, потому что ни разу от студентов не слышала, что оценка поставлена не честно, всегда комментировала и делала анализ работ. Учеба в Тимирязевской академии дала мне уверенность в себе, так как я узнала о современных методах обучения. Оказалось, что на практике я уже многое применяла, самостоятельно дойдя до этого. Убедилась, что я на правильном пути. В становлении меня, как преподавателя, помогала методическая учеба. Анализ занятий, рекомендации давали стимул к совершенствованию. Преподавательский коллектив отделения был творческий и работоспособный. Мы плодотворно работали на занятиях и во внеурочное время. Ежегодно участвовали в геодезических эстафетах. На первую эстафету, организованную Темниковским техникумом, я ездила с Бехтеревым Владимиром Анатольевичем. Команда наших ребят заняла первое место среди студентов — землеустроителей Волго-Вятской зоны, показав хорошие знания и умения в работе с геодезическими инструментами. Потом такие эстафеты проводились ежегодно, в том числе и в нашем колледже. Не подводили студенты колледж, нас, преподавателей никогда». 

За годы работы в колледже Ольга Николаевна накопила большой опыт работы. Через ее руки прошли многие тысячи специалистов. 
Занятия Ольги Николаевны отличались новизной, глубоким содержанием, творчеством. Работая над повышением качества образования, преподаватель большое внимание уделяла формированию профессиональных качеств, умению самостоятельно добывать знания. Учила студентов проектировать территории различного назначения, читать топографические знаки, самим составлять карты и в геодезии для нее не было непонятных тем. В целях повышения интереса к занятиям часто использовала нетрадиционные формы: уроки-ярмарки, уроки-аукционы, коллективную мыслительную деятельность. 
Требования, предъявляемые к студентам высокие, но разумные. Качество знаний студентов по учебной дисциплине «Земпроектирование» составляла 66%, общая успеваемость 96,8%. Ежегодно являлась руководителем курсовой и дипломной подготовки студентов. Грамотный, творчески работающий специалист. 

Ольга Николаевна – активная общественница, избиралась председателем профкома, депутатом районной Думы. За творческий, добросовестный труд награждалась грамотами колледжа, Почетными грамотами Департамента сельского хозяйства Кировской области,  Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. В 2000 году награждена Знаком Почетный землеустроитель России.

Главный жизненный девиз Ольги Николаевны такой: «Кто хочет сделать дело- ищет средства, кто не хочет- причину» Для нее важно научить, как получить отличный результат, достичь поставленной цели и двигаться вперед.

Оставить комментарий