Вы находитесь в: Главная > литературно-краеведческие чтения > «Учительский ребёнок»

«Учительский ребёнок»

Материалы XIII литературно-краеведческих чтений «Учитель, с именем твоим…»

Автор работы: Шубина Анастасия Сергеевна, студентка 3 курса направления подготовки «Журналистика» ФГБОУ ВО «Вятского государственного университета».

Слово «учитель» я узнала раньше, чем слово «школа». Всё моё раннее детство оно маячило надо мной, и хоть я не до конца понимала его значения, знала, что именно моя мама – учитель.
Шубину Ольгу Владимировну все в городе знают как учителя физики и математики. Вот уже 28 лет она преподаёт в школе. Наверное, кто-то может подумать, что она всю жизнь стремилась стать учителем, но нет. Только в старших классах она влюбилась в физику, и это благодаря её учителю, который стал для неё примером. До этого она ей никак не интересовалась. Она перебирала варианты, куда может поступить: биофизика (но нужно было сдавать биологию, которую она не особо любила), ядерная физика (от этого варианта её отговорила мама) и учитель физики (близко от дома и достаточно понятно, где будет работать). Стоит уточнить, что, когда Ольга Владимировна поступала в университет, она в первую очередь хотела изучать физику, а о том, что она будет преподавать в школе, всерьёз не задумывалась. Сейчас её мнение кардинально изменилось: «Прошло уже достаточно много моих учительских лет, и я уверена, что главное в школе – дети, а уже потом физика, история и все прочие предметы.»

Я Ольгу Владимировну больше знаю как маму, и цифра будет поменьше – всего 20 лет. И наблюдая за ней в разных ролях, я могу рассказать о том, что не видят ни ученики, ни их родители. Я видела, как мама засиживалась допоздна за проверкой тетрадей. Даже сейчас, когда я звоню ей в десять, одиннадцать часов вечера и спрашиваю, что она делает, она отвечает: «Тетради проверяю, у меня начался новый учебный год». Я видела, как она не успевала поесть, даже чай попить в течение всего рабочего дня. Я видела, как она действительно переживала за детей, у которых ведёт классное руководство. Как расстраивалась из-за плохих оценок и как радовалась вместе с учениками за хорошие. Я видела, как близко она общается с учениками, как они приходят к ней за советом. Не люблю я выражение «классная мама», даже не знаю почему. Но мне вспоминается один наш диалог:
– Мама, а сколько у тебя детей?
– Тридцать пять.
– А нас с Никитой ты уже не считаешь?
Шутка, конечно, но она действительно относилась к ученикам, у которых вела классное руководство, как к своим детям. С ЕГЭ совсем отдельная история, потому что мама преподаёт у старших классов, и каждый год кто-нибудь сдаёт её предметы. И каждый результат она воспринимает как оценку своей работы. А когда она выпускала свой последний класс, уровень беспокойства подскакивал до предела: несколько раз в день проверяла, пришли ли результаты, и, если у кого-то что-то не получалось, расстраивалась на ближайшие пару дней.
Мы с братом и папой уже привыкли, если не заехать за мамой в 5 часов вечера, сама она придёт намного позже. Работы много, слишком много. Часто бывали дни, когда я просыпалась, она уже работала, а когда ложилась спать, она ещё работала. Смотря на это, я никогда не понимала людей, которые добровольно выбрали профессию учителя. Даже когда у меня был вариант поступить учиться на педагога, я резко его отмела, потому что понимала, как это тяжело. Но самое странное и непонятное для меня – мама этой работой наслаждается. Вроде бы, я только и писала, как тяжело ей приходится, но в моей голове образ мамы и образ учителя – это единое целое. Учитель – это не маска, которую сбрасываешь, как только приходишь домой, это образ жизни. Даже в детстве она читала мне сказки вперемешку с законами физики. И я уже запомнила, что, если мне надо срочно обратить на себя внимание, лучше кричать «Ольга Владимировна», а не «мама».

Но в чём для неё заключается профессия учителя? Лучше узнать у неё самой: «Каждый раз, идя на урок, думаю, чем бы сегодня удивить, чтобы моим ученикам, так же как мне когда-то, хотелось узнавать все новое, хотелось спрашивать: «А почему?», чтобы они поняли, как много интересного в этом мире. Мне хочется, чтобы мои ученики видели в физике не сухие законы и формулы, а увидели глазами науки красоту природы, её гармонию. Красота есть везде: и в голубизне неба, и в радуге, отражающейся в капельках росы, и в картинах магнитных полей, и в земном притяжении. А как красиво и гармонично устроен наш мир! Маленький мир внутри атома и вся Вселенная!»
И это не пустые слова. Я всегда удивлялась, когда Ольга Владимировна в начале каждой новой темы читала стихотворение. Видели бы вы, с каким воодушевлением она это делала. Вроде бы такие разные вещи, физика и поэзия, но для неё физика – это в первую очередь красота.
Мне кажется, что должен случиться апокалипсис, чтобы она ушла из школы. Не знаю, кто кому больше нужен, она детям или дети ей. Каждый раз, когда я наблюдаю, как мама встречается со своими бывшими учениками, я вижу, как на её и их лицах появляется искренняя радость. Я никогда не слышала, чтобы о ней плохо отзывались. Все её уважают, потому что видят, что ей не всё равно. Меня даже гордость пробирает, потому что понимаю, что она не только нас с моим братом вырастила, но помогла и другим детям.
Особенность, которую я заметила, – для учителей ученики всегда остаются детьми. Мама каждый раз удивляется, когда узнаёт, что кто-то устроился на работу, кто-то женился, у кого-то родился ребёнок. Бывает, она спрашивает, где кто-нибудь учится, а я ей отвечаю: «Мама, я уже скоро вуз закончу, а они меня на четыре года старше». Как дети для неё не взрослеют, так и она не стареет. Подпитывается детской энергией.
Для кого-то она «Ольга Владимировна», а для меня и моего брата – «мама», но для неё мы все дети. И хоть я иногда ревную, я рада, что когда-то она выбрала этот сложный путь.

Авторское содержание доклада, стиль, орфография, пунктуация сохранены.

Оставить комментарий