Вы находитесь в: Главная > литературно-краеведческие чтения > «Учитель, с именем твоим…».

«Учитель, с именем твоим…».

Материалы XIII литературно-краеведческих чтений «Учитель, с именем твоим…»

Автор работы: Дунина Тамара Анатольевна, библиотекарь д. Поляки МКУК «Орловская ЦБС».

Профессия учитель – одна из важнейших, ведь все мы вышли из школы. Повезет тому, кто встретит на своем пути настоящего учителя: умного, талантливого, доброго, любящего свой предмет и умеющего увлечь им детей. Я хочу рассказать об учителях Поляковской школы, которой уже нет более 11 лет.

ВЫЧЕГЖАНИНА ЛИДИЯ БОРИСОВНА родилась 9 июня 1950 года в д. Малые Гари Оричевского района Кировской области, куда во время войны была мобилизована на трудовой фронт мама. Отец работал на фабрике. В 1953 году семья переехала в г. Халтурин (ныне г. Орлов). Мама устроилась станочницей на фабрику культтоваров, а папа работал заведующим хозяйством в санэпидстанции г. Халтурина. В г. Халтурине ходила в садик, а в 1957 году пошла в среднюю школу № 1, которую закончила в 1967 г. Быстро пролетели школьные годы. Поступила в Кировский педагогический институт им. В.И. Ленина на историко-филологический факультет, отделение – русский язык и литература.

Из воспоминаний Л.Б. Вычегжаниной:
«Любовь к литературе привила мне мама. До сих пор помню свою первую книгу «Волшебное кольцо». Сборник сказок, потешек, стихов. А еще мама любила стихи и читала мне. Студенческая жизнь была насыщенной и интересной. Это студенческие отряды, летние лагеря и многое другое. И она быстро пролетела. Вот и распределение. Из длинного списка школ области, где требовались учителя, мы сами выбирали школу, куда хотим поехать. Я выбрала Заевскую среднюю школу Нагорского района. Я никогда не была в Нагорском районе, и мне показалось так романтично. Первый раз летела туда на маленьком самолете из Кирова в Нагорск. От Нагорска еще десятки километров на местном автобусе до села Заево, где предстояло работать.

Попала в очень хороший коллектив. Подружилась со многими девочками, такими же вчерашними студентами. Пожилые учителя очень благожелательно к нам относились, помогали осваиваться в профессии. Отработала там, как и положено три года, вышла замуж за Александра Григорьевича и уехала с ним на свою родину, в Халтурин. В самом городе свободных вакансий не было. Предложили два места: в Кленовице и Поляках. Мы с мужем съездили, посмотрели. Выбрали Поляки. Так в 1975 году я начала работать в Поляковской школе, преподавать русский язык и литературу. Директором в то время была Овчинникова Вера Ивановна, очень строгая, но знающая свое дело женщина. Классное руководство мне дали в 8 классе. До меня у них была классным руководителем Овчинникова Галина Аркадьевна. Класс был хороший, дружный и меня встретили доброжелательно. А в коллективе была очень дружелюбная атмосфера, на переменах шутки, смех в учительской. Никогда не было битвы за часы, как в других школах. Все вновь прибывшие учителя это отмечали. А когда к нам после педучилища направляли нового учителя, так и говорили: «Вы едите в лучший коллектив в районе». Постепенно сложился постоянный коллектив из тех, кто остался жить в д. Поляки. Здесь у меня родились две дочери, которые тоже окончили Кировский педагогический институт.

В 1980 году, когда меня назначили директором школы, а ни завуча, ни завхоза по штатному расписанию не полагалось (школа малокомплектная), мне очень помогал коллектив. В то время для сохранения школьного питания нужно было не только содержать участок – огород с овощами, но и требовали, чтобы школа содержала кроликов. И все это ложилось на плечи детей и учителей. Работа учителя очень трудная. Мало знать свой предмет, нужно еще любить детей, уметь найти к ним подход, увлечь предметом, научить учиться. Кроме того учитель сельской школы имел много других обязанностей. Я была членом общества «Знание». Ходила с лекциями и беседами по производственным коллективам, делала и выступала с докладами к государственным праздникам. Участвовала в художественной самодеятельности. А вечерами готовилась к урокам, писала конспекты, проверяла тетради, читала литературу. Сейчас, в век интернета, до информации рукой подать, а нам приходилось с трудом находить нужную литературу. И все-таки это прекрасная профессия – учитель. Мой педагогический стаж 40 лет. Я «Ветеран труда» Кировской области. Работу свою любила и люблю, и никогда не жалела, что стала учителем».

ТУТУБАЛИНА ДИНА АЛЕКСЕЕВНА родилась в 1959 году в семье Селивановых Алексея Андреевича и Тамары Григорьевны.
Из воспоминаний: «Мама была учителем химии в Шадричевской школе, а папа бригадиром строительной бригады колхоза. Детство и юность прошли в деревне Шадричи Халтуринского района (Орловского). Уже в школе у меня была мечта стать учителем, потому что мне ни сколько не хотелось уходить из школы. Вначале хотела пойти по стопам мамы, учиться на химика, но мама отговорила и посоветовала поступить на математика. И так после окончания школы в 1976 году поступила в Кировский педагогический институт на отделение физика и математика.
Очень интересны и насыщены были студенческие годы. Стройотряд – в Зуевском районе строили узкоколейку. На третьем курсе работала проводницей на поезде. На следующих курсах вожатой в летнем лагере. В 1981 году закончила институт и по распределению попала в Халтуринский район. Один год отработала в Шадричевской средней школе. В 1982 году переехала в Поляки и стала работать в Поляковской школе. В этот же год родились сыновья Николай и Денис. После выхода из декрета уже постоянно работала в школе, преподавала математику и геометрию, была классным руководителем. Несколько лет отработала завучем. Очень насыщенной была жизнь в школе. Весна и осень – огород и сад в школе, копка картошки на школьном огороде и в колхозе им. Ст. Халтурина. Запомнились походы с учениками на природу. Участвовала в художественной самодеятельности.
С 2006 года до закрытия школы была директором. После закрытия Поляковской школы семь лет отработала в Орловском спец. училище, где была классным руководителем и вела математику. Сейчас на заслуженном отдыхе. Награждена почетными грамотами Министерства образования, областного и районного управлении образования.

Авторское содержание доклада, стиль, орфография, пунктуация сохранены.

Оставить комментарий