Вы находитесь в: Главная > литературно-краеведческие чтения > «УЧИТЕЛЬСКОЕ СЧАСТЬЕ».

«УЧИТЕЛЬСКОЕ СЧАСТЬЕ».

Материалы XIII литературно-краеведческих чтений «Учитель, с именем твоим…»

Автор работы: Казаковцева Галина Ивановна, ветеран педагогического труда.

ПРОДОЛЖЕНИЕ
Весной этого, 2021 года иду мимо дома 79 по ул. Орловской, стоит у ворот старенькая бабушка с очень добрым приветливым взглядом, я остановилась, заговорила, поздравила с праздником.
«Это ведь дочка Нины Ивановны? Как здоровье у Нины Ивановны? Ее нет уже? Жалко Нину Ивановну, славная женщина какая… Я ведь старше ее, тяжело, а все живу… Мне ведь уж 91-й год…
…Я из деревни приехала в город, поступила в школу техслужащей и звонки подавать. Первый день работаю, утро, ребята в раздевалке разделись, учителя разделись, я звонок подала… Одна учительница немного задержалась, пришла уже после звонка. Вдруг молодая учительница бежит: «Я тут в раздевалке кошелек оставила с деньгами». Нету кошелька, и я не видала. Я расстроилась, в слезы, из деревни, первый день только работаю и вдруг такое! Завуч Нина Ивановна, спрашивает, что случилось, как было дело, и говорит: «Погоди, Тася, не реви, раз никого постороннего не было, найдем». И правда, проверили потом и нашли в сумке у той опоздавшей учительницы на дне кошелек спрятан, вернули деньги. Всю жизнь Нину Ивановну помню, какая добрая, внимательная, всегда выслушает, поговорит, поможет…» Она рассказывает, а у меня чувство, будто я встретила родного человека, которого не видела много лет. Хотелось обнять эту старенькую милую женщину как свою маму. Но нельзя, ковид. Вспомнилась строчка из стихотворения на юбилей Нине Васильевне Кочкиной: «Тетя Тася подает звонок…». Это Таисья Александровна Кодолова, много лет работавшая техслужащей во 2-й школе. Я помню ее с детства, она и жила тут при школе, в полуподвальном помещении. Тут и дочку растила. Через столько лет случайно встретились с тетей Тасей, хранительницей здания 2-й школы.

Родительский опыт.
Отношение к учительской профессии формировали и наши учителя. В начальных классах я училась в базовой школе, наша Зоя Ивановна Рослякова, прямая, требовательная, искренняя, заботливая – образец для нас и студентов-практикантов. А когда перешли учиться в среднее звено в 1-й школе (меня записали туда, чтобы училась независимо от мамы), было много новых впечатлений от разных учителей, кого-то безоговорочно уважали, поступки других вызывали вопросы. Дома мы всем этим делились с родителями. Мама говорила: «Учителя всегда в школе разные, и это хорошо, так и должно быть. Каждый учитель воспитывает своим примером. На одних ребятам хочется быть похожими, на других наоборот. Со всеми надо учиться находить общий язык. Все это готовит к жизни». Только став взрослым, понимаешь эту мудрость. Как-то уже в старших классах школы по какой-то причине нас рано отпустили домой, мама оказалась дома, заскочила пообедать, и спрашивает, почему не в школе. На ходу я придумала, что мы неудачно подшутили над учительницей, она рассердилась, и нас всех отправили домой за родителями. Жду разноса, как так, вы взрослые уже, должны думать… Что же на это сказала моя мама, завуч школы? «Что уж она так-то…» Я поняла, что любая ситуация — в руках педагога, он должен всегда быть на высоте, сам быстро находить решение.
В 10-м классе еще довольно молодая наша классная руководительница решила провести общее собрание учащихся и родителей. «Дети обнаглели, безответственные, не готовятся к урокам, не думают об экзаменах…» Перед собранием я просила маму не вмешиваться и была удивлена, что другие родители в своих выступлениях деликатно встали на нашу сторону, хотя и убеждали, что учителя всегда хотят добра ученикам. Собрание продолжилось уже без нас. После собрания дома мама сказала только: «Сама делай выводы».
Мы сдали экзамены, получили аттестаты. Наступило время выбирать свою дорогу в жизни. Я раздумывала, стать врачом или учителем? Нравилось возиться с ребятами, в комитете комсомола возглавляла пионерский сектор, мы организовали вожатский отряд, проводили сборы дружины, смотры строя и песни, «Зарницу» и т.д. Нравилась и работа доктора. Мама сказала: «Хорошо бы в семье иметь своего доктора. Но ведь все время к тебе будут приходить с болячками, жаловаться… То ли дело с ребятами, такие живчики, веселые, озорные, любопытные…». Это и решило мой выбор. Проработав почти 40 лет с ребятами, я никогда об этом не пожалела, всегда чувствовала себя на своем месте, получала от них живой отклик, понимание и любовь, несмотря на многие сложности в работе.
«Есть ли на свете дело лучше учителя в школе? Глаза, как звезды, горят в ожидании слова… И туда в эти глаза лукавые говори, смеши, удивляй… Пробыть хоть один год учителем – на всю жизнь… это дело будет гореть… святой путеводной звездой.» /М. Пришвин/

Галина Ивановна Казаковцева — учитель биологии и химии высшей категории, зам. директора спец. ПУ по учебной работе высшей категории, Отличник просвещения, Почетный работник профессионального образования, лауреат премии Луначарского.

Авторское содержание доклада, стиль, орфография, пунктуация сохранены.

Оставить комментарий